Методика формирования культуры речи в школе

Образование и воспитание » Методика формирования культуры речи в школе

Страница 2

Начинать формирование культуры речи необходимо уже в детском, но осознанном возрасте. Наиболее подходящим для этого возрастом я считаю младший школьный возраст. Исходя из этого, особое внимание нужно уделить сфере досуга.

Как было выявлено в ходе исследования культурно-досуговой деятельности, досуг выполняет две основные функции: рекреативную и развивающую. В рамках последней существуют следующие подфункции:

Вовлечение индивида в процесс непрерывного просвещения

Включение людей в различные формы любительского творчества

Обеспечение личностно значимого неформального общения

Компенсаторная

В рамках своей методики я бы хотела рассмотреть первую подфункцию: непрерывное просвещение, а учитывая факт того, что объектом методики являются дети младшего школьного возраста, особое внимание я бы хотела уделить игре и художественно - зрелищным мероприятиям.

В последнее время в педагогике происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все большее распространение получают различного вида игры.

Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а не на его качество. На помощь в такой ситуации приходят игра и художественно-познавательные мероприятия

Для ребят младшего школьного возраста игра имеет исключительно значение: игра для них - учеба, труд, форма воспитания.

Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включена в педагогический процесс.

Великий чешский педагог Я.-А. Коменский читал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра - серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка.

Чтобы возбудить желание познавать, нужно развивать потребность ребенка заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что его в этом нужно заинтересовать. Для данной возрастной категории больше всего подходит игра. Величайший педагог А.С. Макаренко говорил: «Речь идет о детском возрасте, у него есть потребность в игре, и ее нужно удовлетворять,…, как ребенок играет, так он будет и работать…»

Игра развивает и упражняет те способности, которые будут необходимы для жизни.

Итак, из всего вышесказанного мы можем сделать вывод: досуг- необходимое звено в цепи воспитания и развития ребенка, в том числе и в формировании культуры его личности, а значит и речи.

Третий этап: характеристика аудитории.

Аудитория-младший школьный возраст.

Младший школьный возраст охватывает период от 6 до 11 лет и связан с обучением в школе. Важной особенностью характеристики этого возраста является физическое развитие ребенка. Оно обуславливает большую подвижность детей, их желание двигаться как больше. Это необходимо учитывать в методике.

Не менее важное значение имеют особенности развития психики и познавательной деятельности. У них усиливается контроль сознания над поведением, однако преобладающим в поведении остается возбуждение.

Однако нужно учитывать, что возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость.

Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина – возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли – школьник 7-8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать .

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения. Характерные для данного возраста определенная податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию создают благоприятную возможность для нравственного воспитания младших школьников, приобщения их к позитивным правилам социального взаимодействия. Именно поэтому ребенку необходимо видеть положительны пример поведения, особенно в кругу семьи.

Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. У детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание, они с трудом сосредотачиваются на восприятии неинтересного материала. Поэтому необходимо использовать различные педагогические приемы. Чтобы сделать процесс учения занимательным, особенно в рамках внеклассных досуговых мероприятий.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Технология подготовки уроков
Хороший урок дело не простое даже для опытного учителя. Можно выделить четыре основные характеристики урока: группа учащихся одного возраста; состав группы постоянный; занятия проводятся по строгому расписанию; программа обучения единая для всех. Общие требования к уроку можно разделить на три груп ...

Задачи воспитания звуковой культуры речи
Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей. Можно выделить сле ...

Особенности организации среды жизнедеятельности в учреждениях интернатного типа
Учреждение интернатного типа (детский дом) – это особая жизненная среда, в которой растет и развивается ребенок. Эта среда имеет ряд специфических особенностей, которые, так или иначе, оказывают влияние на развитие личности ребенка. В ходе проведенного теоретического исследования условий учреждений ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru