Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте

Страница 2

Профессиональное самоопределение – событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее отнюдь не только на ее профессиональную составляющую. Оно существенно влияет и на брачно-семейные перспективы, и на материальное благосостояние, и на психологическую гармонию, самооценку и взаимоотношения с самим собой, и на место жительства, поездки и переезды, и на многое другое – трудно назвать хоть один аспект образа жизни, на который не влиял бы выбор профессии.

Выбор, совершаемый в процессе профессионального самоопределения, относится к особой разновидности, поскольку варианты профессиональной карьеры в крупных городах настолько разнообразны, что требуется специальная работа сознания лишь для того, чтобы сформировать набор альтернатив, которые будут приниматься во внимание, не говоря уже о самом выборе. Старшеклассник очень часто не знает, что он хочет, кем бы он хотел быть. Знание об огромном множестве профессий не делает их автоматически альтернативами для профессионального самоопределения; реальными альтернативами они становятся лишь тогда, когда приобретают для выпускника определенный смысл, т.е. вписываются им в контекст жизненного мира. С этой точки зрения процесс построения альтернатив является, в сущности, процессом построения их смысла для субъекта.

Из этого следует в частности, что к моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций. Наконец, надо учитывать вмешательство личностной психодинамики, склонность принять желаемое за действительное или вытеснить неприятные ожидания.

В возрасте 14-15 лет (выпускники девятого класса) впервые начинает осознаваться вопрос профессионального самоопределения. Основной вопрос: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Подростки в этом возрасте нуждаются в психолого-педагогической и социально-педагогической поддержке, раскрытии перспективы дальнейшего личностного развития, помощь в определении своих жизненных планов. В работе по профессиональному самоопределению необходимо формирование актуального для подростков «информационного поля», развитие навыков и умений целеполагания и планирования, формирование мотивов саморазвития, личностного роста.

Учащийся десятых классов входит в новый период возрастного развития – юношеский возраст. У учащихся этого возраста складывается потребность в развитии социального интеллекта. Десятикласснику важно при этом получить оценку окружающих, сравнить ее с самооценкой. Учащийся в этом возрасте нуждается в психологической и социально педагогической помощи к вступлению во взрослую жизнь, развитии социального интеллекта (овладение способами и приемами конструктивного взаимодействия с окружающими), развитии рефлексии, эрудиции. Соответственно работа по профессиональному самоопределению десятиклассников должна включать информирование, обучение методам познания себя (самопознание) и других людей, развитие навыков групповой работы, формирование мотивов самоактуализации.

Отличительной особенностью молодого человека 16-17 лет, перешедшего в 11 класс, является то, что именно в этот заключительный период обучения в школе перед ним стоит сложная задача – самоопределения, принятия решения, от которого зависит его будущее. Выпускникам чаще присуще чувство тревоги, нависшей угрозы, в основе которых лежит страх потерять (упустить) шанс самореализации. Поэтому работа по профессиональному самоопределению учащихся в этом возрасте должна включать блок развития уверенности в себе, помощь в напряженный период, связанный со сдачей экзаменов и поступлением либо в высшее, либо в среднее специальное учебное заведение.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Игра как средство профессионального обучения психологии
Принято считать, что игра как форма профессионального обучения появилась в 80-х годах ХХ века в США в школах бизнеса. Однако первая игра на тему «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы» была разработана Ленинградской промышленной академией им. С.М. Кирова дл ...

Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталого школьника
Исследования советских ученых дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванной органическим повреждением коры головного мозга. Умственная отсталость – это не просто «мало ...

Рекомендации по руководству командно-игровой деятельностью
Игра существенно влияет на психическое состояние учащихся и, как следствие, на характеристики процесса обучения и его результаты. С одной стороны, учебный материал усваивается лучше и с меньшим напряжением сил, если это происходит в условиях повышенной мотивации познавательной и трудовой деятельнос ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru