Системы оценивания

В истории русского просвещения наиболее древней является система словесных оценок, семантически многообразных в пределах полярных понятий «хорошо–плохо». Как и в Европе, это была трёхразрядная система оценок. К примеру – разряды Киевской духовной академии 1737 года:

высший разряд, обозначающий очень хорошие успехи, характеризировался так: «учения изрядного, надёжного, доброго, честного, хорошего, похвального»

средний разряд – успехи «учения посредственного, мерного, нехудого»

низший разряд – успехи «учения слабого, подлого, прехудого, безнадёжного, ленивого».

Постепенно словесная оценка становилась короче и начала заменяться цифровой, однако направление шкалы стало противоположным немецкому.

Русская школа пережила 3-, 5- и 8-, 10-, 12-балльную систему оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая в 1837 году была официально утверждена Министерством народного просвещения:

1 – слабые успехи

2 – посредственные

З – достаточные

4 – хорошие

5 – отличные

Системы оценивания знаний в разных странах:

В США используют буквенную систему для оценивания успеваемости: А – отлично, В-хорошо, C – удовлетворительно, D – плохо, F – провал.

В Канаде оценки выставляются в процентах. Например, 50–60% – удовлетворительно, 65–75% – хорошо, 80–90% – близко к «отлично» 100% – отлично.

В Японии уровень знаний учащегося не оценивается индивидуально. Определяется общий процент качества знаний и выводится средняя оценка для всего класса.

Во Франции принята 20-балльная система оценивания знаний. При этом высшая оценка, как правило, – 18 баллов, и т.д.

Рейтинговая система оценивания знаний

Рейтинг – это число; получается оно либо путем опроса субъективных мнений экспертов (как рейтинг политических лидеров), либо путем набора очков и баллов: ответил на уроке – получил балл, сдал зачет – получил еще некую сумму баллов, и т.д. В конце учебного периода все баллы, набранные учеником, суммируются и формируют его рейтинг. После этого множество учеников упорядочивается по возрастанию их рейтингов, и каждому может быть присвоен тот или иной ранг.

Данный вид оценки помогает расширить границы школьного балла, повысить его значимость. С помощью рейтинга появляется возможность включить самих учащихся в активный поиск мер по повышению своего среднего балла и своего статуса в классе и школе.

Дополнительные баллы активизируют развитие способностей и навыков учащихся, привлекают их к участию в олимпиадах, в спортивных и внеклассных мероприятиях, мотивируют учеников к участию в исследованиях, проектной деятельности, разработке и созданию продуктов проектной и экспериментальной деятельности: пособий, приборов, игр, тестов и др.

Рейтинговая система оценки знаний особенно хорошо работает в средних и старших классах средней школы, когда учебу школьники начинают рассматривать, как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание. С помощью рейтинга всегда виден «статус-кво» данного ученика на фоне всего класса, и легко определить, как «близко» или «далеко» в данный момент времени до оценки в четверти или в году, на которую ученик рассчитывает.

Сравнивая системы оценивания учащихся традиционную и рейтинговую учителя и психологи приходят к выводу, что рейтинговая система предпочтительнее. При традиционной количественной оценочной шкале, ученик отвечает и работает не систематически (за некоторым исключением). Рейтинговая система оценивания знаний учащихся заставляет ученика заниматься предметом систематически, внимательно слушать на уроке, заниматься самостоятельно, использовать дополнительную литературу, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету.

Полезная информация:

История развития представлений о ЗОЖ
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Великий русский ученый М.В.Ломоносов, в 18 веке написал обращение “О сохранении и размножении российского народа”, в котором предлагал ...

Информация. Особенности восприятия информации
Информационная картина мира представляет собой свод информации, позволяющей адекватно воспринимать окружающий объективный мир и взаимодействовать с ним, выбирать собственное информационное пространство и личную информационную среду, через которую с помощью системы прямых и обратных информационных с ...

Защита прав особая проблема государства и общества в целом
Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребёнку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий, иными словами защита прав ребёнка на любом этапе его развития ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru