Природу Ушинский называл одним из «великих наставников человечества», не только потому, что логика природы наиболее доступна ребенку, но и в силу ее познавательного и воспитательного значения.
Логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе. К.Д.Ушинский призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: «странно, что воспитательное влияние природы . так мало оценено в педагогике».
В книгах Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» уделяется большое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике «Родное слово» ребята знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.
Во второй части «Детского мира», в отдел I, который называется «Из природы», Ушинский дает систематизацию животных и растений, описывает отдельных животных (строение, способ выведения потомства, безопасность или опасность для человека). В этой книге повествуется о насекомых, морских животных, деревьях, ягодах, цветах, зерновых культурах, пальмах, грибах и проводится классификация растений. Данный отдел заканчивается рассказом о сотворении мира. Здесь Ушинский снова обращается к логике природы: «Животное веселилось, не требуя красоты, искало только пищи и, пожирая премудрые создания божии, не подозревала, сколько премудростей в каждой, самой маленькой травинке».
Идеи К.Д. Ушинского о воспитании средствами природы в дальнейшем разрабатывались многими педагогами-натуралистами.
Как видим, проблемой экологического образования педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках, хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина «экологическое образование».
Развитие взглядов на проблему экологического образования.
Идеи педагогов прошлого о воспитательной ценности общения ребенка с природой развили и обобщили русский педагог А.Я.Герд, геолог, основоположник московской научной школы А.П.Павлов многие другие педагоги - натуралисты. Они создали ряд оригинальных пособий по методике естествознания, в которых обосновывалась организация учебной деятельности школьников с учетом взаимосвязи научных знаний и чувственного восприятия природных объектов и явлений.
Например, в 1902 году была введена программа по природоведению составленная профессором Лесного института Д.Н.Кайгородовым. В ней предлагалось изучать природу по "общежитиям" (сад, поле, река, луг, лес). Учащиеся должны были изучать растительный мир и неорганическую среду во взаимосвязи, только по сезонам (впервые вводится принцип сезонности) и только на экскурсиях в природу, (так как природу надо изучать живую, красивую, настоящую, а не засушенную в гербариях и коллекциях. Воспитательная цель учебника - познание закона изумительной целесообразности в природе и того «Великого разума», которым «все создается и управляется в природе и во всей Вселенной».
Последователь Д.Н. Кайгородова - русский педагог-естественник В.В.Половцев в работе «Основы общей методики естествознания».(1907 год) предложил ввести «биологический метод» изучения естествознания. Суть его заключается в том, что в процессе ознакомления с явлениями природы должны вскрываться доступные учащимся данного возраста связи и отношения, которые существуют в природе и доступны непосредственному наблюдению. Половцев настаивал, что образ жизни должен изучаться в связи со средой обитания. При изучении природы нельзя ограничиваться простым описанием предметов, необходимо вскрывать связи и отношения между предметами.
Внедрение в школьное естествознание «биологического метода» можно считать зарождением экологического образования и воспитания учащихся.
Несмотря на данные достижения в дореволюционной школе формировалось у учеников созерцательное отношение к природе. И в первые годы советской власти учителям пришлось преодолевать этот недостаток воспитания и образования.
В советской школе передовые учителя старались использовать то лучшее, что создали классики педагогики.
Процессу изучения природы и общению учащихся с нею придается новый деятельностный характер. Советский педагог Н.К.Крупская подчеркивала, что формирование отношений к реальной действительности, в том числе к природной среде, протекает в процессе деятельности по охране природы. Этому положению соответствовало массовое развитие юннатского движения в нашей стране.
В советской школе природоохранительное образование развивалось по двум направлениям: одно из них связано с изучением вопросов охраны природы на уроках и экскурсиях, другое - во внеклассной и внешкольной деятельности.
Полезная информация:
Полевые наблюдений
Сбор информации в ходе полевых исследований требует затрат времени на обучение производству наблюдений и выяснение распределения явлений, наблюдаемых в поле. И то, и другое необходимо при изучении таких переменных, как характеристики погоды, растительного покрова, геоморфологических процессов (речн ...
Общение как средство обучения в процессе преподавания психологии
В условиях современного общества в процессе обучения активно применяются нетрадиционные методы обучения, которые необходимо осмыслить как инновационную педагогику. Изучение литературы показало, что проблема нетрадиционного обучения невербальными средствами является предметом исследования не только ...
Возрастные особенности развития мышления у детей старшего дошкольного
возраста
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психологического развития ребенка, первоначального формирования физических и психологических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, каче ...