В данной части исследования для получения информации мы использовали метод анкетирования. Остановимся подробней на этапах подготовки анкеты:
1. Чёткое определение целей и конкретных задач. Исходя из этого подбираются критерии и эмпирические индикаторы, позволяющие точнее оценивать получаемые результаты, т.е. конструируется показатель. Очерчивается круг информации, которую необходимо получить: чем чётче определяются задачи опроса, тем точнее вопросы анкеты. В соответствии с этим выдвигаются тематические «блоки» вопросов.
2. Подбор и формулировка вопросов для выделенных «блоков». Вопросы классифицируются по трём основным признакам – назначению, форме и содержанию. По назначению они подразделяются на основные, вводные, переходные, фильтрующие и контрольные.
Основные – нацелены на получение главной информации.
Вводные – подготавливают почву для работы опрашиваемого с анкетой. Их задача – помочь установить контакт с опрашиваемым, заинтересовать его.
Для перехода от темы к теме задаются переходные вопросы, выполняющие роль «мостов».
Фильтрующие – служат для того, чтобы выяснить, относится ли опрашиваемый к группе людей, способных компетентно ответить.
Контрольные – позволяют проверить достоверность сведений, получаемых в ответах на главные вопросы. В случае обнаружения противоречия либо бракуется анкета, либо проводится дополнительный сбор материала для выяснения причин противоречия.
По форме построения выделяются закрытые, полузакрытые и открытые вопросы.
В закрытых заранее предлагаются возможные ответы «да» и «нет», а также альтернативные («веер ответов»), в которых можно выбрать лишь один вариант.
Если не даётся полного набора вариантов ответов, то вопрос считается полузакрытым, и при этом предлагается дать свой вариант ответа. Открытые вопросы предполагают самостоятельное написание опрашиваемыми ответов. Для обработки открытого вопроса необходимо классифицировать полученные ответы по различным категориям. Только после этого можно подсчитывать и распределять по группам ответы на вопрос.
По содержанию выделяются следующие группы вопросов: фактологические, вопросы о духовной деятельности, о личности опрашиваемого.
Фактологические – связаны с теми формами поведения человека, которые могут быть зафиксированы другими методами исследования (наблюдениями, анализом документов). Среди таковых можно выделить: о процессе деятельности опрашиваемого; об условиях; о результатах.
В группе вопросов о духовной деятельности следует выделить следующие виды: о планах и намерениях; об образовательных потребностях и интересах; об оценках различных явлений; об эмоциональных переживаниях; о предложениях опрашиваемого по различным сторонам жизни.
Вопросы, характеризующие личность опрашиваемого, позволяют определить: социально-демографические признаки (возраст, образование и пр.); условия жизни; психологические особенности личности; знания об окружающем мире.
3. Построение вопросника и определение его структуры. Вопросы целесообразно группировать по смыслу в «блоки». Это помогает опрашиваемым лучше осознать проблематику опроса, а на стадии обработки собранного материала это убыстряет обработку информации.
Ещё на стадии подготовки анкеты особое внимание необходимо уделить способам её обработки, так как их анализ позволяет:
- выделить группу наиболее актуальных вопросов;
- предусмотреть контроль достоверности информации как путём сопоставления ответов на различные вопросы внутри анкеты, так и путём сравнения данных анкеты с результатами применения других методик;
- определить средства обработки (счётную технику, наборы формул и т.п.) и затраты необходимого для этого времени.
Полезная информация:
Аналитико-синтетический метод в решении физических задач
Аналитико-синтетический метод - основной метод решения задач по физике в средней школе во всех классах. Удачное применение его в учебном процессе позволяет вести учащихся по правильному пути отыскания решения задачи, и способствует развитию их логического мышления. В методических пособиях по физике ...
Определение
понятия «современный урок»
Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, то есть в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимство ...
Сопоставление письменной речи глухих и слышащих
школьников
По проводимым в разные годы наблюдениям психологов и сурдопедагогов, результаты которых опубликованы в учебнике "Психология глухих детей под редакцией И.М. Соловьева, слышащие ученики II класса по сравнению с глухими учащимися IV класса полнее, глубже, обобщеннее и вместе с тем дифференцирован ...