Культурно-досуговая деятельность вуза

Страница 1

Досуг молодёжи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей «молодёжного сознания» повышенной эмоциональностью восприятия и реакций. В основе его содержания не только отдых и развлечения, но и решения жизненных проблем, т.к. идёт активный процесс самопознания, самореализации, самовыражения. Ценностные ориентации на культурно-досуговую деятельность зависят от возможности удовлетворения личных потребностей. Молодёжь – социальная группа, жизнедеятельность которой характеризуется активным вступлением в самостоятельную жизнь, включённостью в новые социальные отношения, формирование мировоззрения, духовного облика, становления характера. Качества, присущие молодёжному поколению, – предрасположенность к новому, нетерпимость к рутине, динамизм, импульсивность. В этот период у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям, определяется место среди категорий: добро, зло, честь, достоинство, право, долг.

Основные потребности этой возрастной группы: общение, выбор профессии и будущего спутника жизни, эмоциональная разрядка и отдых, участие в социально-значимых событиях и возможность самостоятельного решения проблем. Во временных коллективах досуг является существенным звеном социального воспитания личности, стимулом его творческого, интеллектуального, духовно-нравственного, физического развития, процессом, направленным на углубление и расширение знаний, гуманизацию чувств и поступков.

Таким образом, проблема студенческого досуга нас интересует не как «наполняемость» свободного времени студента, а как время «работающее на него».

Культурно-досуговая деятельность – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Важность культурно-досуговой деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом. Носит гуманистический, культурологический и развивающий характер. Функции: развивающая, информационно-просветительская, культурно-творческая.

Из особенностей культурно-досуговой деятельности, можно выделить:

- осуществляется в свободное время;

- отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т.д.;

- характеризуется многообразием видов.

Работа с молодежью должна выполнять ряд социально-значимых функций:

- просвещение молодежи;

- развитие творчества и общественной активности;

- организация широкого общения;

- обеспечение отдыха и развлечений.

Среди массовых форм культурно-досуговая деятельность наиболее распространенными являются:

- концерты;

- развлекательно-игровые программы;

- вечера отдыха;

- тематические встречи;

- посещение театров, музеев, кинотеатров и т.д.

Чем шире и разнообразнее поле досуговой деятельности, тем положительнее и благотворнее ее результаты. Рост интереса у учащейся молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствуют о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями, навыками. Необходимо создать в учреждениях профессионального образования оптимальные условия, для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном совершенствовании. Для этого необходимо:

- утверждение отношений сотрудничества учащихся и преподавателей;

- развитие досуговой деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи;

- создание межвузовских центров развития внеучебной деятельности студентов, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи.

Развитие личности студента в вузе преследует следующие цели:

- повышение уровня ее компетентности в принятии решений, в последовательном и ответственном осуществлении своих целей;

- умение сотрудничать, работать, общаться, отдыхать с другими людьми;

- определять свои взаимоотношения с политическими и общественными организациями;

- формирование способностей индивида к самоконтролю, самооценке, рефлексии;

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Изучение организационно-педагогических условий культурно-досуговой деятельности, способствующих проявлению и развитию социальной компетентности студента
В данной главе мы будем проверять выдвинутую нами гипотезу, а именно: организационно-педагогические условия культурно-досуговой деятельности в вузе, построенные по критериям развивающей среды влияют на проявление и развитие социальной компетентности студента. Исследование проводилось в 2003-2005 го ...

“Погружение” как наиболее распространенная модель концентрированного обучения
Анализ педагогической литературы показывает, что четко понятие “погружения” практически не сформулировано. Мало того, разные авторы под этим понятием имеют в виду разные методы. Это кроме того, что одни используют это слово только в кавычках, как бы подчеркивая его условность, другие — без, а треть ...

Система дидактических принципов
История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов в обучении школьников. Становление теоретических основ дидактики, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru