Опытно-экспериментальное исследование по апробации метода проектной деятельности для развития рефлексивных способностей

Образование и воспитание » Проектная деятельность как средство развития рефлексивных способностей младших школьников » Опытно-экспериментальное исследование по апробации метода проектной деятельности для развития рефлексивных способностей

Страница 2

Исходя из этих результатов, можно сделать вывод, что большинство детей умеют сотрудничать, умеют высказывать отношение к работе других ребят, адекватно оценивать вклад других в дело. Гораздо сложнее ребятам оценить себя, не завышая и не занижая действительных результатов собственного труда, сравнить свои новые достижения с уже имеющимися, оценить уровень собственного продвижения в деле. Дети могут поставить цель для достижения определенного результата, с некоторыми затруднениями, при помощи наводящих вопросов и рассуждений выделить соответствующие задачи. Однако для того, чтобы достичь определенного результата в деле, необходимо выполнять определенные действия, прилагать волевые усилия. Именно в этом ребята испытывают некоторые трудности. Им еще сложно удержать в памяти четкую цель и выполнять деятельность, не сбиваясь с намеченного пути. Именно поэтому для ребят оказывается еще сложным процесс планирования и организации собственной деятельности. Данные проявления рефлексии находятся еще на стадии развития, а стандартные учебные ситуации не всегда выводят ребенка на активную рефлексивную позицию. Следовательно, для того, чтобы дети могли в полной мере развивать свои рефлексивные способности, необходимо использовать специальным образом организованную деятельность, специальные методы и приемы, например, метод проектов.

Таким образом, на основе анализа полученных результатов исследования актуального уровня развития рефлексивных способностей учащихся можно сделать вывод о том, что для большинства детей характера неравномерность в развитии рефлексивных способностей, различные компоненты которых представлены с неодинаковой степенью выраженности.

В соответствие с задачами опытно-экспериментального исследования все учащиеся условно были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В состав экспериментальной группы вошли дети, которые пожелали заниматься проектной деятельностью - …человек. Контрольная группа составила - …

Для более детального анализа особенностей развития рефлексивных способностей участников экспериментальной группы была использована модификация методики нахождения количественного выражения уровня самооценки по таблице "полярных профилей". Полученные результаты были занесены в таблицу с критериями самооценка завышена, адекватная, занижена.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что 43 % ребят имеют завышенную самооценку; по 29 % имеют адекватную и заниженную самооценку. Можно сделать вывод, что большинство ребят имеют неадекватную самооценку, а, следовательно, недостаточный уровень сформированности рефлексивных способностей.

Затем для участников экспериментальной группы была проведена методика определения самооценки и уровня притязаний, где ребята выполняли учебное задание в письменной форме и оценивали работу до ее выполнения и уже готовый результат. Полученные данные были занесены в таблицу с критериями: уровень самооценки; уровень притязаний.

По результатам проведенной диагностической методики, было выяснено, что по 29 % ребят имеют адекватную и заниженную самооценку; 43 %, т. е. большинство – завышенную самооценку. По 29 % детей имеют средний и высокий уровень притязаний; 43 % - низкий уровень притязаний. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что большинство ребят имеют неадекватную самооценку, низкий уровень притязаний.

Дополнительно проведенная диагностика показала, что участники экспериментальной группы имеют наименьший уровень развития рефлексивных способностей, возможно потому, что данную группу составили ребята, которые не проявляли особой активности на уроках, не занимались в творческих объединениях и различных секциях, которые в целом являлись не занятыми, но пожелавшие проявить себя в какой-либо деятельности. Поэтому они с радостью приняли предложение поучаствовать в работе над проектом, составили проектную группу.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Определение уровней общих и специальных трудовых умений детей средней группы дошкольного учебного заведения
В соответствии с поставленной целью и задачами исследования был проведен констатирующий этап эксперимента. Цель: определить уровень общих и специальных трудовых умений детей среднего дошкольного возраста. Задачи констатирующего этапа эксперимента: определить состояние решения проблемы формирования ...

Проектирование воспитательного пространства взаимодействия школы и семьи с использованием средств ИКТ
Цель эксперимента – развитие организованности младших школьников. Экспериментальная гипотеза: создание пространства взаимодействия школы и семьи с использованием ИКТ и включение в это пространство ребенка повысит уровень организованности младших школьников. Создание пространства взаимодействия семь ...

Рекомендации по развитию творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы
По вопросу «Оценка эффективности развития творческих способностей в условиях внеклассной работы» мы провели исследование в МОУ Сергиевская СОШ Коломенского района Московской области. Опрос проводился в 2009 году, было опрошено 40 респондентов, учащихся 9 классов этой же школы. Опрошены были: 9 «А» ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru