Опытно-экспериментальное исследование по апробации метода проектной деятельности для развития рефлексивных способностей

Образование и воспитание » Проектная деятельность как средство развития рефлексивных способностей младших школьников » Опытно-экспериментальное исследование по апробации метода проектной деятельности для развития рефлексивных способностей

Страница 1

Структура настоящего опытно-экспериментального исследования включает в себя несколько этапов:

Пилотажное исследование - (февраль 2007 г. – март 2007 г.).

Констатирующий эксперимент - (4 – 7апреля 2008 г.).

Формирующий эксперимент - (8 – 18 апреля 2008 г.).

Контрольный эксперимент - (19 – 22 апреля 2008 г.).

На этапе пилотажного исследования был проведен анализ научной и учебно-методической литературы по проблеме развития рефлексивных способностей у младших школьников, были рассмотрены теоретические аспекты изучения рефлексии, а именно рассмотрены понятия рефлексии и рефлексивных способностей, закономерности и особенности их развития в младшем школьном возрасте, методы диагностики данных способностей. А также были рассмотрены возможности использования проектной деятельности как средства развития рефлексивных способностей, особенности организации рефлексии в процессе проектной деятельности.

Вторым этапом исследования является констатирующий эксперимент. Цель данного этапа: выяснение уровня сформированности рефлексивных способностей у младших школьников. Констатирующий эксперимент проводился на базе МОУ СОШ № 11 г. Ачинска. В эксперименте приняли участие учащиеся 2 "Б" класса

На этапе констатирующего эксперимента использовались следующие методы и диагностические методики: наблюдение, проективная методика "Автопортрет", модификация методики определения уровня самооценки по таблице "полярных профилей", методика определения самооценки и уровня притязаний.

Методика "Автопортрет" проводилась со всем классом, в результате чего был выявлен уровень самооценки ребят, их представлений о себе, своей внешности, личности и отношений к ней. Полученные данные были занесены в таблицу с критериями завышенная самооценка, адекватная и заниженная (Приложение № 1). Анализ результатов свидетельствует о том, что 43 % ребят имеют завышенную самооценку; 19 % имеют адекватную самооценку; 38 % - заниженную. Большинство ребят имеют неадекватную самооценку, и, следовательно, недостаточный уровень сформированности рефлексивных способностей. Это показатель того, что дети только продолжают развивать свои рефлексивные способности, учатся адекватно оценивать свои достижения, работу сверстников, сопоставлять результаты своей работы с оценкой учителя. У большинства ребят завышенная самооценка, что является нормальным для данного возраста. Высокий процентный уровень также составили дети с заниженной самооценкой. Такие дети войдут в группу риска, так как заниженная самооценка снижает адаптацию детей, различные учебные ситуации выступают для них как стрессогенные, затрудняется общение, как со сверстниками, так и с учителем. С этими детьми необходимо проводить специальную работу, создавать ситуацию успеха, что возможно осуществить, используя метод проектов.

Для более детального изучения актуального уровня развития рефлексивных способностей был использован метод наблюдения. Этот метод, в отличие от других, позволяет фиксировать события в момент их осуществления и в меньшей мере влиять на естественное поведение испытуемых. В объективности результатов наблюдения была разработана карта по следующим параметрам:

- умеет планировать и организовывать собственную деятельность;

- умеет ставить цели и соответствующие задачи на пути к решению проблемы;

- умеет адекватно оценить собственный вклад в дело;

- умеет сотрудничать, адекватно оценить вклад других в дело;

- умеет достичь поставленные цели, приложить волевые усилия.

По результатам наблюдения было выяснено, что 33 % ребят умеют планировать и организовывать собственную деятельность; 38 % - умеют ставить цели и соответствующие задачи на пути к решению какой-либо проблемы; 43 % - умеют адекватно оценить собственный вклад в дело; 48 % - умеют сотрудничать, адекватно оценить вклад других в дело; 33 % - умеют достичь поставленные цели, приложить волевые усилия. Данные результаты занесены в диаграмму № 1.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Многообразие методических концепций и классификаций современного урока литературы
В методике преподавания литературы исследованы классификация, содержание, структура урока, его нравственное и эстетическое воздействие на учащихся, роль в нем проблемной ситуации, место урока в системе развивающего обучения, специфика урока литературы, его творческий, эмоциональный характер, возмож ...

Критическое мышление. Тренинг для учащихся
Развитие навыков критического мышления, наряду с основами компьютерных технологий и способностью к совместной деятельности, является ключевой целью в развитии выпускника школы. Критическое мышление включает умение решать проблемы. Таксономия уровней познания Блума представляет собой модель, включаю ...

Органы управления современной школы
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необхо ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru