Особенности организации проектной деятельности младших школьников

Страница 2

Для того чтобы в результате объединения школьников сложилась эффективная группа, необходимо провести специальную работу, обеспечить выполнение целого ряда условий. В этой работе помогают принципы кооперации в обучении, разработанные А. Ю. Уваровым. Принципы кооперации в обучении — набор теоретически обоснованных и практически проверенных утверждений, описывающих условия, которые необходимо соблюдать, чтобы группа совместно работающих учащихся становилась эффективной группой. К этим принципам обычно относят следующие:

позитивная взаимозависимость;

индивидуальная оценка результатов работы;

максимизация непосредственного взаимодействия учащихся;

целенаправленное обучение навыкам групповой работы, этикету кооперации и их обязательное использование;

систематическая процедура рефлексии хода учебной работы;

сознательное использование эффективных структур взаимодействия учащихся.

Как видно, автором выделяется процедура рефлексии в качестве самостоятельного принципа, обеспечивающего кооперацию в обучении.

Организовать взаимодействие школьников в классе можно самыми разными способами. Каждый такой способ или форму организации взаимодействия обычно называют "структурой взаимодействия" или просто "структурой". Структура — это организационная форма взаимодействия. Она не связана с конкретным содержанием. Выбирая структуру, учитель отвечает на вопрос, как будет проходить взаимодействие школьников, как они будут изучать материал. Выбранная структура может использоваться на части проектной работы, на протяжении всей работы или даже нескольких занятий. Это зависит от целей, решаемых группой.

А. Ю. Уваров предлагает использовать следующие популярные и хорошо разработанные структуры: "Мозаика", ее главная идея заключается в том, чтобы усилить взаимозависимость между учащимися; "Мозговой штурм", эта структура используется для выдвижения новых оригинальных идей.

Для того чтобы группа работала эффективно, многие авторы выделяют определенные умения работы в группе, а также нормы поведения и способы организации групповой работы.

Овладение педагогом различными способами организации групповой работы позволит четко наладить работу в группе, тем самым, обеспечить эффективность группы в достижении желаемых результатов. Вместе с тем, на наш взгляд, необходимы разработки способов и приемов организации рефлексии, которые будут актуализировать развитие рефлексивных способностей.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Реализация принципа научности
При реализации этого принципа необходимо показывать учащимся то, что окружающий мир познаваем, человеческие знания о нем, проверенные практикой дают объективную верную картину мира. Практика прогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации данного принципа: обучайте на основе нов ...

Основные понятия о дидактических принципах
Процесс обучения – это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе ме ...

Структура и этапы педагогического процесса
Структура педагогического процесса – это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Компоненты педагогического процесса таковы: целевой – определение целей воспитания, обучения; содержательный – разработка содержания образования; операционно-деятельнос ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru