Цель воспитания

Страница 3

Не отрицая вышесказанного, соглашаясь с некоторыми светскими взглядами на воспитание, православная педагогика главной своей задачей видит воспитание религиозного чувства, без которого общество просто не может быть жизнеспособным. «Для христианина реальность жизни вне земного существования не позволяет легкомысленно ограничивать задачи воспитания развитием лишь того, чего требует жизнь только здесь. Лишь при существовании загробной жизни оправдывается та работа, которая развивает духовный мир ребенка. Воспитание без духа благочестия никогда не будет способствовать и земному благосостоянию человека, потому что без истинно благочестивого чувства нет истинной любви к себе и ближним, нет верности к властям и отечеству, нет стремления к общей пользе». Воспитание необходимо для того, чтобы человек мог достигать доступного ему совершенства. В этом убеждает нас не только наблюдение как за отдельным человеком, так и за целыми народами, но и само существо дела. Если способности ребенка оставить без руководства, они либо пойдут не в то русло, либо подвергнуться повреждению, а если в основу воспитания будут положены ложные начала, то ребенок получит превратное образование, и вред от этого будет почти неизгладим. Поэтому в деле воспитания необходимо, чтобы родители, и все те, кто принимает участие в воспитании детей, хорошо и основательно знали, к какой главной цели они всегда должны стремиться, воспитывая детей, которых им вверил Бог. По мысли архиепископа Евсевия (Орлинского): «Юношество – это питомник, откуда через несколько лет выйдут отцы, матери, начальники и подчиненные, и данное им образование, ложное или истинное, они наследственно передадут дальнейшему потомству, с тем только различием, что плохие впечатления будут еще более усиливаться, еще далее распространяться; а добрые, если не будут постоянно поддерживаемы, скоро совсем изгладятся».

Святитель Тихон Задонский цель воспитания видел в научении детей благочестию, которое ведет ко спасению. Святой писал: «Как только начнут дети приходить в разум и понимать учение, тотчас должно им вливать молоко благочестия и в познание приводить Бога и Христа Сына Божия: кто есть Бог Тот, в Которого веруем, и поминаем имя Его, и исповедуем и молимся Ему? И кто есть Христос и как Его должно почитать? Ради чего на сей свет все рождаемся и крестимся и чего после смерти ожидаем? Нынешнее житие наше не что иное, как путь, которым идем к вечности, добрый – к благополучной, злой – к неблагополучной. Рождаемся на сей свет не ради чести, богатства, пищи сладкой, одеяния красивого, богатых домов и прочего, ибо все сие при смерти оставляем. Но рождаемся, чтобы здесь благочестиво пожить, и Богу угодить, и после смерти к Нему перейти и в вечном Его блаженстве пребывать».

По мысли Василия Зеньковского основное место в религиозном воспитании должно принадлежать развитию религиозного «вдохновения», живой, свободной и всецелой погруженности души в церковную жизнь. Зеньковский считает, что сердцевину религиозного воспитания составляет литургическая жизнь церкви, чистое искание правды, пост внутренней жизни. Если же не будет соединения религиозного сознания с догматическими истинами Церкви и не произойдет истинное приобщение его к церковному разуму на протяжении всей его деятельности, то настоящее развитие духовной жизни будет невозможным. «В воспитании мы «ведем» дитя, помогаем ему достичь такой силы личности, при которой оно достаточно овладевает тайной свободы в себе. Смысл воспитания в том, чтобы уяснить путь спасения, связать детскую душу с Церковью и напитать ее дарами свыше, живущими в Церкви».

В заключение данного параграфа мы можем сделать вывод, что цель православного воспитания находится в тесной взаимосвязи с целью христианской жизни, а из этого следует, что она не изменчива на протяжении более двух тысяч лет. Как в первые века христианства, так и сейчас, главной целью воспитания, и вообще жизни, являлось и является спасение бессмертной души. Святитель Игнатий Кавказский справедливо заметил, что земная жизнь для христианина есть школа, которая должна подготовить его к вечности.

Страницы: 1 2 3 

Полезная информация:

Значение семьи в деле воспитания
На протяжении всей истории человеческой цивилизации роль семьи в деле нравственного воспитания личности имело огромное значение. Еще римский оратор Квинтиллиан говорил: «Дети не из школы впервые выносят дурные привычки, но они приносят их с собой в школу. Они перенимают их у своих родителей, которы ...

Занятие «Бабочки и ромашки»
Цель: сформировать и закрепить умения сравнивать и сопоставлять у детей. Наглядный материал: Лист с ромашками, бумажные бабочки. Ход занятия: На бумаге нарисованы четыре ромашки. Воспитатель рассказывает: -На поляне росли ромашки. Много ромашек. И вот прилетели бабочки (вырезанные из бумаги). Много ...

Система физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
Идеи П.Ф. Лесграфта и В.В. Гориневского в области дошкольного физического воспитания продолжил Е.А. Аркин (1873–1948), профессор, действительный член Академии педагогических наук, доктор педагогических наук, врач – гигиенист. Е.А. Аркин в доступной форме знакомил дошкольных работников с основными з ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru