Цель воспитания

Страница 1

Говоря о воспитании, следует прежде всего определиться, что же является его целью? «Знать цель воспитания, значит, уяснить философскую сторону вопроса, которая при том или ином разрешении может коренным образом изменить постановку воспитания. В соответствии с этой целью мы будем вести воспитательный процесс в том или ином направлении. Не сознавая цели воспитания, нельзя и воспитывать». В педагогической системе вопрос о цели воспитания является главным. Если предметом науки воспитания является усовершенствование сил, как физических, так и нравственных, то целью является пробуждение в ребенке дремлющих способностей, укрепляя их упражнениями, частью предохраняя от повреждения, а частью исправляя поврежденное, и все силы привести в такое взаимное подчинение, чтобы они все содействовали достижению назначения воспитанника, как временного, так и вечного. Воспитание есть приведение человека к той цели, к которой предназначил его Господь. Из Священно Писания мы узнаем о том, что человек был сотворен по образу Божьему, и главное назначение человека состоит в том, чтобы в продолжение земной жизни он стремился уподобиться своему Творцу, а в будущей жизни навеки соединился с Ним. Эту цель всегда необходимо иметь в виду при воспитании. Сообразно с ней мы должны возбуждать и направлять детские способности, а ростки зла, всеми мерами подавлять и постепенно уничтожать. Результат воспитания должен быть таков, чтобы ребенок самостоятельно смог достигнуть своего истинного назначения, временного и вечного. Как член гражданского общества, он должен возрастать для общественной деятельности, к которой Бог призывает его, а как предназначенный к небесной жизни, он должен созреть ко дню жатвы и принести неувядаемые плоды. По мысли протоиерея Василия Зеньковского, воспитывая ребенка воспитателю необходимо перед собой ставить две переплетенные между собой задачи. Прежде всего ребенок должен быть подготовлен к вечной жизни, чтобы его земная жизнь не была похоже на жизнь неверующих людей в ее худших проявлениях безбожия и отрицания вечной жизни, а смерть трагедией, завершающей его бездуховное существования. Нужно приложить максимум усилий, чтобы в земные дни спасти человека от падений, и попытаться развить в нем то, что никогда не утеряется в вечности. В этом одна сторона воспитания, и поэтому развить внутреннего человека – главная цель работы педагога. Не менее значимой является и другая сторона воспитания, задача которой подготовить ребенка к жизни временной, земной, так как через эту жизнь мы не только можем приобрести вечность, но и можем ее потерять. Чтобы сподобиться вечности, необходимо достойно прожить временную жизнь, так как она является ступенью для жизни вечной, и как человек проживет земную жизнь, так она и отзовется у него в вечности. Поэтому задача воспитания должна быть поставлена таким образом, чтобы основным в жизни было устремление к небу, а не к земле. Человек тем и отличен от других творений, что он не только принадлежит земле, но призван Богом подыматься над ней.

Другой православный философ Иван Ильин цель воспитания видел в пробуждении духовного начала в детском инстинкте, приучая его к чувству ответственности, укрепляя предметную силу суждения и волю к духовной цельности в жизни. Иван Ильин под инстинктом понимал природные силы, которые развиваются в ребенке, а точнее сказать, под инстинктом понимался сам природный источник развития. Философ писал: «Кто желает воспитать ребенка, тот должен пробудить и укрепить в нем духовность его инстинкта. Если дух в глубине бессознательного будет пробужден и если инстинкт будет обрадован и осчастливлен этим пробуждением, то дитя справится со всеми затруднениями и соблазнами предстоящей жизни: ибо «ангел» будет бодрствовать в его душе, и человек никогда не станет «волком». Но если в детстве это не состоится, то впоследствии всякие уговоры, доказательства и кары могут оказаться бессильными, ибо инстинкт со всеми его влечениями и страстями не примет духа и не сроднится с ним: он не будет узнавать и признавать его, будет видеть в нем врага и насильника, услышит одни запреты его и всегда будет готов восстать на него и осуществить свои желания. Это будет означать, что инстинкт утверждает в себе «волка»; он знать не знает «ангела» и отвечает на его появление недоверием, страхом и ненавистью». По мнению Ильина, воспитание не должно сводиться к словесной проповеди и нотациям, а должно сообщить ребенку новый способ жизни. Основную задачу он видел не в наполнении памяти новой информацией и не в образовании «интеллекта», а в умении зажечь сердце.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Характеристика состояния морфологических навыков у детей среднего дошкольного возраста
Выявление уровня сформированности у детей морфологической стороны речи является необходимым условием организации целенаправленной систематической работы по речевому воспитанию, её прогнозированию. Изучение детской речи проводилось на основе хорошего знания содержания программных требований по форми ...

Роль сюжетно-дидактических игр в формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста
Счёт и измерение – действия взаимозависимые, они должны выполняться не приблизительно, а точно, правильно и в определённой последовательности. Поэтому в игре, где используются счёт или измерение, воспитатель должен брать на себя такую роль, которая позволила бы ему контролировать правильность выпол ...

Дидактическая игра и её значение в развитии личности ребенка раннего возраста
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследо­вателей детского развития (В. Штерн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В то время, как в зарубежной психологии игра трактова­лась как деятельность по природе и ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru