О проблемы воспитания милосердия у детей

Образование и воспитание » Воспитание милосердия у детей » О проблемы воспитания милосердия у детей

Страница 2

Особое внимание следует уделить одному из самых красочных произведений древнерусской литературы «Слово о законе и благодати», которое было написано Иларионом, первым русским митрополитом, в котором он восхваляет дела милосердия великого русского князя Владимира. Автор произведения характеризуя князя пишет: «как назовем тебя, христолюбче? Друже правды, вместилище разума, гнездо милости! Кто расскажет о многих твоих ночных милостях и дневных щедротах, которые убогим творил (ты), сирым, болящим, должникам, вдовам и всем просящим милости. Ибо слышал ты слово, сказанное Даниилом Навуходоносору: «Да будет угоден тебе совет мой, царь Навуходоносор: грехи твои милостями очисти и неправды твои – щедротами нищим». То, что слышал ты, о пречестный. не для слуха оставил, но делом исполнил сказанное: просящим подавал. нагих одевал, жаждущих и алчущих насыщал, болящим всякое утешение посылал, должников выкупал, рабам свободу давал. Ведь твои щедроты и милости и ныне среди людей поминаются, паче же пред Богом и ангелами Его».

В 16 веке появляется сборник правил, советов и наставлений, который включал в себя вопросы разного содержания, начиная от общественных и бытовых, заканчивая вопросами религиозного характера. Речь идет о произведении «Домострой», в котором так же отражается интерес к проблеме воспитания милосердия. В данном литературном памятнике выражается идеал средневекового воспитания и быта на Руси. Основываясь на принципах авторитарного воспитания, от детей требовалось полное подчинение старшим, почитание своих родителей, почтительность к взрослым. Особо место отводится милосердию, под которым в первую очередь понималось умение заботиться о малоимущих и нуждающихся: «в монастыре и в больнице, в затворничестве и в темнице заключенных посещай и милостыню, по силе своей возможности, подавай, что попросят; вглядись в беду и страдания, во все их нужды, и помогай, как сможешь, и всех, кто страдает в бедности и в нужде, как нищего не презирай, пригласи в свой дом, напои, накорми, согрей, с любовью и с чистою совестью приветь; их молитвами получишь от Бога милости и грехов отпущение». Милосердие рассматривалось и как жалость к старикам и детям, способность прощать обиды, не осуждать согрешивших. В «Домострое» милосердие, как и покаяние рекомендуется, как средство врачевания: «если Бог нашлет на кого-то болезнь или какое страдание, врачеваться следует божьею милостью да молитвою и слезами, постом, подаянием нищим да истовым покаянием, с благодарностью и прощением, с милосердием и нелицемерной любовью ко всем».

Таким образом мы видим, что в дошедших до нас памятниках древнерусской литературы глубоко отражается проблема духовно-нравственного становления личности, где милосердие рассматривается, как одна из ведущих добродетелей, имеющая в своем основании Христову Заповедь: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд» (Лк. 6, 36). Человек достоин милосердия, кем бы он ни был: богатым князем или безвестным молодцем, дошедшим до последних пределов падения. Дела милосердия, сострадание к людям и душевная щедрость в памятниках древнерусского слова представлены не как единичные и труднодостижимые поступки нравственного совершенствования, а реальные и необходимые дела в обыденной жизни людей, соблюдающих Богом данные заповеди.

В 19 веке ценный материал по проблеме нравственного становления личности, воспитания добра и человеколюбия в детях содержит педагогическое наследие Никлая Ивановича Пирогова, известного русского хирурга и педагога. По его убеждению, задача нравственного воспитания в детском возрасте заключается в том, чтобы все то доброе, что есть в детской природе обратить в сознательное стремление к добру и правде. В основе нравственного воспитания детей по его мнению должно лежать ясное понимание того, что наличие добра, как и наличие зла, изначально существуют в каждом человеке. Двойственность нашей духовной природы обнаруживается с раннего детства. Но ребенок живет в собственном мире, созданном им самим, и поэтому воспитание не должно торопиться с тем, чтобы перенести ребенка из его атмосферы, в атмосферу взрослых. Николай Иванович считает необходимым оберегать целостность детской души, не внося в нее искусственно и преждевременно раздвоение и неискренность; вести ребенка, по мере созревания, на путь самопознания и внутренней борьбы; сообщать смысл заповедей и мысль о том, что существует вечность.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Методика совершенствования работы по руководству двигательной активности детей
Цель: урегулировать двигательную активность детей старшей группы разной подвижности. Задачи: 1) разработать двигательные задания и педагогические приемы для урегулирования двигательной активности детей разной подвижности; 2) реализовать и апробировать их воздействие на развитие двигательной активно ...

Сущность и условия оказания педагогической поддержки
Концептуальные представления о педагогической поддержке как норме педагогической деятельности формируются под воздействием идей и теоретических исследований, разрабатываемых в русле философской, педагогической и психологической антропологии. Генеральная идея об автономной и свободной сущности челов ...

Роль учителя при выполнении проекта
Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-ко ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru