Цели, задачи и особенности социальной системы «школа» в современных условиях

Образование и воспитание » Современная школа как социальная система и как объект управления » Цели, задачи и особенности социальной системы «школа» в современных условиях

Страница 1

Школа, как и любое другое образовательное учреждение, - это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система.

Каждая школа испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий. Она как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться или, напротив, активно влиять на окружающую ее среду. В последнем случае она будет проявляться как адаптивная и адаптирующая система.

Вместе с тем школа как система имеет свою внутреннюю среду. Это системы взаимодействия, например: учащиеся - учащиеся; учителя - учащиеся; учителя - родители и т.д.

Кроме того, это система взаимодействия, определяющегося направленностью целей и задач обучения, воспитания, развития, с одной стороны, и, с другой - адекватным содержанием образования, формами, методами и средствами.

Целями и задачами школы как социального института в современных условиях являются:

1. Создание благоприятных условий, гарантирующих реализацию образовательных программ в полном объеме;

2. Формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов,

3. Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;

4. Формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;

5. Разностороннее развитие учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей, умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Школа устанавливает связи с другими социальными институтами, формируя социально-педагогический комплекс (схема 1).

После принятия Закона об образовании (1992 г.) внешкольные учреждения становятся сложными многоуровневыми социокультурными педагогическими системами, которые выполняют задачи дополнительного образования, образуя сферу наибольшего благоприятствования для развития личности ребенка.

Разветвленная сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству направлена на социальную защиту и реализацию прав человека, на успешное разностороннее развитие и самореализацию.

Именно социально-педагогический комплекс может решить реально проблемы детей, творчески и интеллектуально одаренных, и ослабленных физически, и имеющих умственные или психически отклонения, правонарушителей, тех, кто находится в зависимости от взрослых: детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве, усыновлении, и т. п.

Отдельные звенья структуры обеспечивают целостный процесс социального воспитания, который помогает эффективно решать задачи разностороннего творческого развития личности, создания комфортной социально-образовательной среды в мире социума, правовой и экономической защиты, социальной профилактики.

Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов совершается в рамках дополнительного образования, которое направлено на формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Схема 1

Органы социальной защиты семьи, материнства и детства

Правовые органы

содействия школе

Государственные органы управления образованием

Попечительские

советы

Спонсорские

организации

Территориальные детские

объединения

Учебно-производственные базы, комбинаты

Медицинские службы детства

Школа

Внешкольные

детские

учреждения (центры досуга, детского творчества)

Дошкольные учреждения воспитания детей

Редакции газет,

радио

Семья

Учреждения культуры (кино, театры, музеи, библиотеки, клубы)

Неформальные фонды и объединения

(Детский фонд,

Фонд мира и др.)

Специальные школы, студии

художественные, музыкальные, спортивные, театральные и др.)

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Возрастные особенности и механизмы речи в онтогенезе
При оценке нарушений у детей важно учитывать так называемые критические периоды, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи с чем появляются повышенная ранимость нервных механизмов речевой деятельности и риск возникновения нарушений ее функции даже ...

Традиционное исполнение узелкового батика
Узелковый батик можно считать одним из древнейших видов оформления ткани. В различных странах эта техника имеет свои названия: В Индии – бандхей (бандан), в Японии – тибари, в Малайзии, Индонезии – планги. Техника бандан (узелковый батик) появилась в Индии. Отдельные участки ткани перевязывали, зат ...

Социально – педагогическая программа формирования социально-профессиональной компетенции в учреждениях начального профессионального образования
Нами была разработана и апробирована социально – педагогическая программа формирования социально – профессиональной компетенции у студентов учреждений начального профессионального образования. Сроки реализации программы: программа рассчитана на реализацию втечение двух - четырех месяцев. Формы реал ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru