Понятие педагогической системы в педагогической литературе

Образование и воспитание » Современная школа как социальная система и как объект управления » Понятие педагогической системы в педагогической литературе

Страница 4

При этом традиционные понятия «система воспитания» и «система обучения» не тождественны им, хотя сплошь и рядом можно видеть смешение этих разнящихся по смыслу понятий.

Если «система воспитания» и «система обучения» относительно самостоятельные, условно выделяемые части педагогической системы, которые в своей диалектической взаимосвязи ее образуют, то воспитательная и дидактическая системы - средства эффективного решения школой своих задач.

Воспитательная и дидактическая системы не что иное, как педагогическая система в динамике, как педагогический процесс. Термины «воспитательная система» и «дидактическая система» выражают те доминирующие задачи, для решения которых они создаются; это, однако, не означает, что в первом случае не предусматриваются элементы обучения, а во втором не предполагается воспитание в процессе обучения.

Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским педагогическим системам, назвать авторской школой.

К ним по праву можно причислить педагогические системы Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В. А. Сухомлинского, В. А. Караковского и многие другие системы педагогов-классиков, современных педагогов-новаторов и руководителей учебно-воспитательных учреждений.

Итак, мы прибегли к столь обширному цитированию по двум основным причинам:

1. Это дает возможность показать пестроту в системных педагогических исследованиях.

2. Всю совокупность приведенных представлений о педагогической системе будем считать единым этапом нашей работы.

Несмотря на разночтение в определении «педагогическая система», многочисленные педагогические системы подчинены общему закону организационного строения и функционирования как процесса. Так или иначе, общим положением в указанных определениях является то, что взаимосвязанные структурные компоненты систем объединены одной целью - всестороннего и гармоничного развития личности.

Страницы: 1 2 3 4 

Полезная информация:

Методические разработки уроков
В начале дадим некоторые общие рекомендации по методике преподавания данной темы. Метод проекций - тема особая. Она не имеет прямых аналогий в других предметах, изучаемых к тому времени восьмиклассниками. Учителю предстоит ввести учащихся почти в незнакомую им область знания, где с помощью вообража ...

Технологии проектного обучения
Основа проектной методики – идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на значимый результат. Достижение конечных результатов становится важным показателем продуктивности учебной деятельности. При этом обязательна реализация принципа связи обучения с жизнью, с практикой. Конк ...

Переносимость физических нагрузок женским контингентом в условиях среднегорья и высокой внешней температуры
Вопросы терморегуляции и функциональной переносимости организма в условиях среднегорья и высокой внешней температуры окружающей среды при выполнении физических упражнений были предметом пристального внимания исследователей и обобщены в ряде обстоятельных научных работ. Женщины демонстрируют меньшую ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru