Понятие «культура», «физическая культура»

Страница 3

Воспитание личной физической культуры - это педагогический процесс, направленный на достижение осознанных, положительно мотивированных занятий школьников физическими упражнениями, гигиеническими и закаливающими процедурами, на формирование у них активного интереса к физической культуре. Под активным интересом к физической культуре понимается интерес к организованным и самостоятельным занятиям физической культурой. Формирование интереса играет решающую роль в воспитании личной физической культуры у школьников.

В связи с изложенным представляется необходимым выявить иерархию основных личностных образований, составляющих мотивационно-потребностную сферу личности учащегося, и место в ней потребностей, мотивов и интереса.

Смысл занятий физической культурой вызывается пониманием их объективной значимости, которая определяется общественными идеалами, общественным мнением и личностным значением таких занятий. На основе смысла занятий школьники выбирают мотивы и цели.

Интерес к материальным и духовным ценностям физической культуры и к систематическим занятиям физической культурой представляется учеными как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы. При этом они не разделяют мотивацию и интерес, а считают мотивацию основой, источником, интерес же - следствием, проявлением процессов, происходящих в ней. Интерес, возникая на основе первичной потребности ребенка в движениях, в новых впечатлениях, в новой информации, при своем развитии может перерасти в новую, вторичную (духовную) потребность - в физическом совершенствовании, на основе которой будут возникать новые мотивы и интересы (С.В. Дмитриев, 1997).

Некоторыми авторами ( ) определены еще несколько концептуальных положений, которые могут служить основой частных педагогических концепций воспитания личной физической культуры у школьников разного возраста.

1. Мотивацию следует различать как внутреннюю и внешнюю по отношению к школьнику. Интерес к систематическим занятиям физической культурой, к материальным и духовным ценностям физической культуры как психологическая основа личной физической культуры у школьников воспитывается лишь в результате внутренней мотивации.

Внутренняя мотивация возникает тогда, когда внешние мотивы и цели занятий физической культурой соответствуют возможностям занимающегося, то есть являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень легкими), и когда он понимает субъективную ответственность за их реализацию. Успешная реализация таких мотивов и целей вызывает у учащихся вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда школьник испытывает удовлетворение от самого процесса, условий занятий, от характера взаимоотношений с педагогом, с членами коллектива во время этих занятий. Однако внутренняя и внешняя мотивации должны существовать в диалектическом единстве.

2. Чем старше школьник, тем большую роль в мотивационной сфере могут играть социально значимые мотивы: быть здоровым, готовым к жизни, труду, воинской службе. Учебно-познавательные, результативные, процессуальные, отметочно-зачетные мотивы, мотивы благополучия и избегания неприятностей имеют разную силу на отдельных возрастных этапах развития личности учащегося и зависят от особенностей воспитательных воздействий.

3. Личную физическую культуру можно воспитывать двумя путями: воздействуя целенаправленно на отдельные мотивы и на мотивационную сферу и личность школьника в целом. При этом целесообразно сочетание двух способов воздействия на мотивацию: "сверху вниз" и "снизу вверх". При первом способе учащимся разъясняются общественно и личностно значимые мотивы занятий физической культурой (эталоны, образцы мотивации). При втором способе занимающиеся включаются в различные виды физкультурной деятельности, где приобретают практический опыт нравственного отношения к личной физической культуре, к занятиям физическими упражнениями.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Лексико-семантический аспект русской речи черкесов
Если интерференция на фонетическом уровне в русской речи черкесов проявляется в материальных, физических единицах речи, но не ведёт к искажению смысла, то отклонения от лексико-семантических норм русского литературного языка ведут непосредственно к изменению смысла высказывания. Поскольку слово, ка ...

Методические рекомендации использования художественной литературы на уроках истории
Включение органических образов художественной литературы в изложении учителя - один из важных методов её использования в преподавании истории. Учитель использует художественную литературу как источник, от куда он заимствует красочные образы сравнения и меткие слова для своего изложения. В этих случ ...

Экспериментальное изучение особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи
Целью исследования является изучение особенностей овладения лексической сочетаемость слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи. Задачи исследования: 1. Изучение анамнестических данных; 2. Подбор и описание диагностических методик;, 3. Проведение экспериментального исследования ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru