Содержание опытно-экспериментальной работы и констатирующий этап исследования

Образование и воспитание » Формирование выразительности речи у старших дошкольников » Содержание опытно-экспериментальной работы и констатирующий этап исследования

Страница 5

Для того, что бы понятнее было чему учить дошкольников мы составили таблицу формирования умений для развития характеристик выразительности речи, показывающую, чему, необходимо учить младших школьников (Таблица 3).

Данные занятия должны обеспечить решение следующих задач:

пополнять и активизировать словарь детей;

расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий признаков;

закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи;

Таблица 3

Формирование умений для развития характеристик выразительности речи

Характеристики выразительности речи

Формируемые умения

1

Ритмико-интонационная структура текста - совокупность совместно действующих компонентов звучащей речи

Умение строить высказывание, приспосабливаясь к условиям общения. Умение слушать собеседника (понимать смысл говоримого, становиться на точку зрения говорящего). Умение анализировать интонационные особенности говорящего. Умение пользоваться интонационными возможностями в собственной устной речи.

2

Движение тона (восходящий, нисходящий, ровный).

Умение определять основной тон высказывания и замечать дополнительные оттенки эмоций. Умение выражать тоном необходимые чувства, настроения и отношения.

3

Тон (спокойный, взволнованный, заинтересованный и т. п.).

Умение выражать вопрос, утверждение, незаконченность.

4

Громкость (нормальная, слишком тихая, слишком громкая).

Умение характеризовать громкость речи в соответствии с условиями общения. Умение пользоваться громкостью, ее усилением как средством выделения главного в речи.

5

Логическое ударение (усиление или ослабление голоса, произнесение слова по слогам; удлинение ударного гласного).

Умение распознавать выделенные логическим ударением слова.

6

Паузы (реальные и нереальные, сознательные или несознательные

Умение определять уместность и характер пауз. Умение пользоваться различными видами пауз.

7

Ритм (плавный, ровный или неровный).

Умение описывать ритм речи. Умение пользоваться ритмом для эффективности общения.

8

Темп (быстрый, слишком быстрый, медленный, слишком медленный, нормальный).

Умение определять свойства темпа в соответствии с условиями общения.

9

Невербальные средства общения и речевой этикет.

Умение выражать эмоции известными интонационными средствами

совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности;

совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого;

воспитывать культуру речевого общения.

Принципы театрализованных занятий:

принцип активности ребенка;

импровизационность;

гуманность;

системность знаний;

учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;

принцип интегративности всех видов деятельности;

связь обучения и творчества.

Виды театральной деятельности, используемые на занятиях для развития интонационной выразительности речи:

артикуляционная гимнастика;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Модульное структурирование и организация учебных занятий по стереометрии
Рассмотрим более детально организацию и конструирование учебно-воспитательного процесса и учебной деятельности обучения стереометрии с позиций теории модульного подхода. Известно, что хорошие результаты достигаются там, где процесс организован как целостная система. Помня о том, что процесс обучени ...

Взаимосвязь режиссерских и сюжетно-ролевых игр
В психологической и педагогической литературе прошлых лет есть упоминания о режиссерских играх. Однако они не рассматривались в качестве самостоятельного вида игр, как это делается в настоящее время в работах Е.М. Гаспаровой, Е.Е. Кравцовой, С.Л. Новоселовой и др. В современной характеристике режис ...

Особенности овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста
Речь представляет собой своеобразную деятельность, которая, выступая в единстве с мышлением, занимает центральное место в процессе психологического развития ребенка. Речь имеет полифункциональный характер: слово является средством общения и средством мышления; обе эти функции внутренне связаны межд ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru