Определялся присущий ребенку темп речи при выполнении речевых заданий разной сложности. Все речевые задания записываются на магнитопленке. Подсчитывались количество слогов в секунду. Отмечалось, в каком темпе говорил ребенок: в медленном, в нормальном, в быстром.
Оценка темпо-ритмической характеристики определялась в соответствии со шкалой данной методики:
ребенок свободно читает стихотворение в заданном темпо-ритме – 2 балла
ребенок затрудняется самостоятельно читать стихотворение в заданном темпо-ритме – 1 балл
невозможность чтения стихотворения в заданном темпо-ритме 0 баллов
Определение возможности одновременной реализации движений и речи.
В соответствии с инструкцией «Произносить фразу «Дует ветер, сильный ветер» и хлопать одновременно в ладоши». Воспитатель предварительно демонстрировал образец, детям предлагается темпо-ритм.Оценка этого критерия определялась по шкале:
ребенок свободно читает стихотворение в заданном темпо-ритме – 2 балла
ребенок затрудняется самостоятельно читать стихотворение в заданном темпо-ритме – 1 балл
невозможность чтения стихотворения в заданном темпо-ритме 0 баллов
Определение возможности воспроизведения ритмических рисунков, при:
а) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением и под удары метронома.
б) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением;
г) воспроизведение ритмического рисунка без речевого сопровождения;
Оценочная шкала критерия:
правильное и самостоятельное воспроизведение ритмического рисунка – 2 балла
трудности при самостоятельном воспроизведении – 1 балл
невозможность воспроизведения ритмических рисунков – 0 баллов
Оценка ребенком собственного темпа речи.
Определялась возможность оценки ребенком собственного темпа речи при пересказе текста вслед за воспитателем.
Определялась возможность оценки ребенком собственного темпа речи при чтении стихотворения «Мишка косолапый».
Оценка данного критерия:
правильная и самостоятельная оценка собственного темпа речи – 3 балла
правильная, но с помощью воспитателем – 2 балла
неправильная – 1 балл
Обследование мелодико-интонационных характеристик речи.
Определялась способность ребенка к понижению и повышению собственного голоса при произнесении различного речевого материала.
Оценка этого критерия определялась по шкале:
свободно повышает и понижает голос – 4 балла
затрудняется, периодически повышает и понижает голос – 3 балла
весь речевой материал произносит монотонно – 2 балла
Определение способности ребенка правильно расставлять логическое ударение
воспитатель читала ребенку фразу без соблюдения логических ударений. Ребенок должен повторить ее, правильно расставив все логические ударения;
при повторении ребенком стихотворного текста вслед за воспитателем;
при произнесении ребенком знакомого ему стихотворения.
Оценочная шкала критерия:
ребенок правильно расставляет логическое ударение в речевом материале любой сложности – 3 балла
у ребенка возникают затруднения при расстановке логического ударения – 2 балла
невозможность самостоятельного расставления логического ударения – 0 баллов
Полученные результаты по исследованию характеристик выразительности речи представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты по проведенным методикам в начале эксперимента
Задания |
Всего баллов |
Уровень выразительности речи | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||||
1 |
Диана Б. |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
8 |
средний | |
2 |
Ксения Г. |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
10 |
высокий | |
3 |
Маша Е. |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
низкий | |
4 |
Ира Ф. |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
низкий | |
5 |
Тимур К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
7 |
средний | |
6 |
Миша Г. |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
3 |
низкий | |
7 |
Саша Г. |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
9 |
высокий | |
8 |
Илья П. |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
8 |
средний | |
9 |
Валя З. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
средний | |
10 |
Олеся К. |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
низкий | |
11 |
Юлия К. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
8 |
средний | |
12 |
Витя Ф. |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
3 |
низкий | |
13 |
Коля Г. |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
низкий | |
14 |
Лариса П. |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
9 |
высокий | |
15 |
Роман П. |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
6 |
средний | |
16 |
Серёжа С. |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
3 |
низкий | |
17 |
Дарья С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
5 |
средний | |
18 |
Женя Т. |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
низкий | |
Полезная информация:
Сопоставление письменной речи глухих и слышащих
школьников
По проводимым в разные годы наблюдениям психологов и сурдопедагогов, результаты которых опубликованы в учебнике "Психология глухих детей под редакцией И.М. Соловьева, слышащие ученики II класса по сравнению с глухими учащимися IV класса полнее, глубже, обобщеннее и вместе с тем дифференцирован ...
Физическое развитие и двигательная подготовленность девушек старшего
школьного возраста
В современный научный трактовке, под физической подготовленностью понимают результат физической подготовки воплощенный в достигнутой работоспособности, в сформированных прикладных двигательных умениях и навыках способствующих эффективности , целевой деятельности. Известно, что оценка физической под ...
Психолого-педагогические особенности развития исследовательских умений у
младших школьников
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребенок уже рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие че ...