Содержание опытно-экспериментальной работы и констатирующий этап исследования

Образование и воспитание » Формирование выразительности речи у старших дошкольников » Содержание опытно-экспериментальной работы и констатирующий этап исследования

Страница 2

разработка занятий с элементами театрализованных игр, направленных на формирование выразительности речи

Для проведения констатирующего этапа нами отобрана методика И.Ф. Павалаки «Исследование выразительности речи».

В основу данной методики заложено несколько тестов, определяющих уровень сформированности характеристик выразительности речи, которые в нашем исследовании выступили оценочными критериями эффективности занятий с элементами театрализованных игр, направленных на формирование выразительности речи.

Уровень сформированности выразительности речи определялся на основе полученных данных всех методик исследования следующим образом, выводилась обобщенная оценка и определялся уровень выразительности речи в соответствии со шкалой:

высокий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 9-15 баллов

средний уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 4-8 баллов

низкий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 0-3 балла

Констатирующий этап проводился в три серии.

обследование предметно-развивающей среды;

тестирование по методике И.Ф. Павалаки «Исследование выразительности речи» и обработка и интерпретация результатов

разработка занятий с элементами театрализованных игр, направленных на развитие характеристик выразительности речи.

1. Обследование предметно-развивающей среды

Отличительной особенностью детского сада является целенаправленная работа по развитию игровой деятельности. В учреждении созданы комфортные условия для возникновения и развития разных видов игр: сюжетно-ролевых, режиссерских, строительно-конструктивных, дидактических, театрализованных, подвижных и т.д.

Созданная в детском саду игровая предметно-развивающая среда соответствует современным требованиям и рекомендациям автора методики по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста Махневой М.Д.

Для занятий театрально-игровой деятельностью в дошкольном учреждении оборудовано специальное помещение – театральная гостиная, переходящая в зимний сад, что позволило создать максимально комфортные условия для творчества и детей.

Прежде, чем драматизировать сказку, дети учатся рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи педагоги используют специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем – четкое и быстрое. Для освоения выразительной речи педагоги вводят упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.

Вся указанная работа проводится на специально организованных занятиях по театроведению, в совместной деятельности педагогов и детей, а также в работе театра-студии. Занятия по театроведению включены в блок занятий познавательного цикла и проводятся регулярно: один раз в месяц. Чего, в общем-то, недостаточно для формирования выразительности речи.

В структуру этих занятий включены упражнения на формирование у детей интонационной выразительности речи, развитие эмоций, движений, жестов, мимики. Проводится пальчиковая гимнастика, которая является подготовительным этапом в подготовке руки ребенка к управлению верховыми куклами.

С учетом реализуемых в детском саду комплексных образовательных программ педагогический коллектив целенаправленно создает условия для познавательно-речевого развития детей, однако по формированию выразительности речи посредством театрализованных игр занятия почти не проводятся из-за отсутствия научно-разработанных методик.

2. Исследование выразительности речи, обработка и интерпретация результатов

В основу исследования выразительности речи у старших дошкольников были положены методики, предложенные И.Ф. Павалаки.

1. Обследование темпо-ритмических характеристик речи.

В эксперименте использовались магнитофон и секундомер. Подбирались прозаические и стихотворные тексты, содержание которых соответствуют уровню знаний и интересов детей дошкольного возраста. Тексты небольшие по объему с четко прослеживаемой основной мыслью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Описание хода игры
Из состава академической группы формируются команды по 4 – 5 человек. Выдается задание на игровую деятельность и ставится конечная цель. Участников игровой деятельности знакомят с правилами ее проведения. Излагаются требования к проведению игровой деятельности. Игровая деятельность делится на этапы ...

Основные подходы к пониманию профессиональной мобильности
Проведенный анализ работ по представленной проблеме (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Н. Куницина, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, В.И. Байденко, А.В. Хуторской, Н.А. Гришанова и др.) позволил условно выделить три этапа становления компетентностного подхода в образовани ...

Обзор методик логопедической работы по развитию грамматического строя речи
Ввиду того, что несформированность грамматического строя речи является одним из факторов возникновения трудностей при овладении письменной речью, было проведено множество исследований и разработаны методы и приемы по его развитию. В общей логопедии проблемы формирования лексико- грамматических кате ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru