Содержание опытно-экспериментальной работы и констатирующий этап исследования

Образование и воспитание » Формирование выразительности речи у старших дошкольников » Содержание опытно-экспериментальной работы и констатирующий этап исследования

Страница 2

разработка занятий с элементами театрализованных игр, направленных на формирование выразительности речи

Для проведения констатирующего этапа нами отобрана методика И.Ф. Павалаки «Исследование выразительности речи».

В основу данной методики заложено несколько тестов, определяющих уровень сформированности характеристик выразительности речи, которые в нашем исследовании выступили оценочными критериями эффективности занятий с элементами театрализованных игр, направленных на формирование выразительности речи.

Уровень сформированности выразительности речи определялся на основе полученных данных всех методик исследования следующим образом, выводилась обобщенная оценка и определялся уровень выразительности речи в соответствии со шкалой:

высокий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 9-15 баллов

средний уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 4-8 баллов

низкий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 0-3 балла

Констатирующий этап проводился в три серии.

обследование предметно-развивающей среды;

тестирование по методике И.Ф. Павалаки «Исследование выразительности речи» и обработка и интерпретация результатов

разработка занятий с элементами театрализованных игр, направленных на развитие характеристик выразительности речи.

1. Обследование предметно-развивающей среды

Отличительной особенностью детского сада является целенаправленная работа по развитию игровой деятельности. В учреждении созданы комфортные условия для возникновения и развития разных видов игр: сюжетно-ролевых, режиссерских, строительно-конструктивных, дидактических, театрализованных, подвижных и т.д.

Созданная в детском саду игровая предметно-развивающая среда соответствует современным требованиям и рекомендациям автора методики по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста Махневой М.Д.

Для занятий театрально-игровой деятельностью в дошкольном учреждении оборудовано специальное помещение – театральная гостиная, переходящая в зимний сад, что позволило создать максимально комфортные условия для творчества и детей.

Прежде, чем драматизировать сказку, дети учатся рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи педагоги используют специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем – четкое и быстрое. Для освоения выразительной речи педагоги вводят упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.

Вся указанная работа проводится на специально организованных занятиях по театроведению, в совместной деятельности педагогов и детей, а также в работе театра-студии. Занятия по театроведению включены в блок занятий познавательного цикла и проводятся регулярно: один раз в месяц. Чего, в общем-то, недостаточно для формирования выразительности речи.

В структуру этих занятий включены упражнения на формирование у детей интонационной выразительности речи, развитие эмоций, движений, жестов, мимики. Проводится пальчиковая гимнастика, которая является подготовительным этапом в подготовке руки ребенка к управлению верховыми куклами.

С учетом реализуемых в детском саду комплексных образовательных программ педагогический коллектив целенаправленно создает условия для познавательно-речевого развития детей, однако по формированию выразительности речи посредством театрализованных игр занятия почти не проводятся из-за отсутствия научно-разработанных методик.

2. Исследование выразительности речи, обработка и интерпретация результатов

В основу исследования выразительности речи у старших дошкольников были положены методики, предложенные И.Ф. Павалаки.

1. Обследование темпо-ритмических характеристик речи.

В эксперименте использовались магнитофон и секундомер. Подбирались прозаические и стихотворные тексты, содержание которых соответствуют уровню знаний и интересов детей дошкольного возраста. Тексты небольшие по объему с четко прослеживаемой основной мыслью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Характеристика сюжетно – ролевой игры дошкольников
В современной педагогике сюжетно-ролевая игра рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, направленной на отражение окружающей действительности, в частности, трудовой деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений. Характер и содержание игры социальны по своей природе ...

Инструменты, приспособления и инвентарь используемый для изготовления модели шатла в школьных мастерских
Программы и методические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя, они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных классах. Однако это в определенной мере ограничивает развитие трудового обучения, которое полност ...

Схема психологического анализа урока
В теории и практике педагогической психологии разработа­ны многочисленные схемы психологического анализа урока (Н.Ф. Добрынин, В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, Л.Т. Охитина, СВ. Иванов, И.А. Зимняя, Е.С. Ильинская и др.), которые стро­ятся авторами на разных основаниях. Рассмотрим предложенный Л.Т. О ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru