Технологические принципы и средства выполнения художественной росписи ткани в технике холодного батика

Образование и воспитание » Эстетическое воспитание подростков на занятиях по художественному текстилю » Технологические принципы и средства выполнения художественной росписи ткани в технике холодного батика

Страница 2

Из хлопчатобумажных тканей для росписи рекомендуются батист, шифон, маркизет. Они тонкие, легкие и не имеют на своей поверхности значительной пушистости.

Из искусственных тканей для росписи применяются отбеленные и светло-закрашенные ткани, изготовленные из вискозных волокон и комплексных вискозных, ацетатных и триацетатных ниток. Роспись не вызовет особых затруднений.

Наилучшими для росписи являются ткани из натурального шелка. Они тонкие, не имеют на поверхности пушистости, краски, на них хорошо растекаются и равномерно покрывают плоскость рисунка без ореолов, пятен, затеканий. Из этих тканей в росписи применяют: туаль, крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон. Лучше всего краски растекаются на туали, крепдешине и хуже на креп-жоржете и креп-шифоне. Линии резервов при этом можно исполнять любой толщины, начиная с наитончайших.

В работе можно использовать ткани, бывшие в употреблении, одноцветные и с набивным рисунком, но они требуют более тщательной обработки и подготовки. Во всяком случае, как новые ткани, так и старые требуют всех этапов подготовки. Как это было в Древнем Китае, сегодня художники-батикисты работают на хорошо подготовленной поверхности.

Резервирующий состав

– применяется для создания резервирующей линии, которая служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи, что позволяет создавать по заданному рисунку замкнутые «витражные» пространства, различные по цвету и тону.

Краски

– используются специальные для росписи по шелку и делятся на два вида:

– краски закрепляются паром (профессиональные)

– краски, которые закрепляются утюгом (для хобби).

Вся работа и роспись тканей основана на большей или меньшей способности красок растекаться по ткани. Поскольку в состав краски входят вещества, способствующие лучшему растеканию и высыханию ее, работать с ней надо быстро и уверенно, обладая определенными навыками.

Хорошо сколорированная гамма цветов является основой художественного произведения. Поэтому перед началом работы необходимо проверить наличие красок, подобрать их по тонам, соответствующим образцу-эталону, и, если надо, путем смешения красок добиться нужных оттенков. Пробы красок производят на небольших отрезках тканей, по качеству соответствующих тем, на которых мастер будет работать.

В художественной росписи тканей используются органические красители, хорошо растворимые в воде и спирте, обладающие высокой кроющей способностью, имеющие большую гамму чистых и ярких красок. Растворы таких красителей должны легко растекаться на ткани, глубоко пропитывать ее и закрепляться без предварительной подготовки ткани.

Для текстильной промышленности в основном применяются синтетические красители, однако для определенных целей, например в производстве гобеленов или в ручной росписи тканей, художники предпочитают натуральные красители, которые получают из природных материалов.

Естественные красители бывают растительного и животного происхождения. Растительные красители содержатся в корнях, листьях, древесине, коре деревьев, а также в плодах и цветах различных растений. Большинство красителей, извлеченных путем вываривания в воде, могут окрашивать различные ткани, а также кожу и различные текстильные волокна. Большинство из них отличается высокой устойчивостью, прочностью в стирке и при воздействии солнечного света.

Синтетические красители делятся на основные, кислотные, активные (проционовые) и прямые красители.

Основные красители способны

окрашивать без всякой предварительной обработки белковые волокна – натуральный шелк, шерсть в слабокислом или нейтральном растворе. Они химически взаимодействуют с белковыми волокнами, а с целлюлозными волокнами значительной связи не имеют. Окраски этими красителями отличаются чистотой и яркостью. Основные красители хорошо растворимы в воде и в спирте. Однако они не прочны к свету и мокрой обработке.

Темными красителями

(субстантивные) окрашивают без предварительной обработки целлюлозные волокна в нейтральной или слабощелочной среде и белковые волокна в слабокислом растворе. По прочности они превосходят основные и кислотные красители, но по яркости им уступают.

Кислотными красителями

также без всякой предварительной обработки окрашивают белковые волокна в слабокислой или нейтральной ванне. С целлюлозными волокнами они связи не имеют. Имеется возможность окрашивать капрон. Кислотные красители имеют красивую гамму, несколько уступающую основным.

Активные красители

хорошо растворимы в воде, яркие, высокопрочные, просты в технике крашения. Прочно окрашивают целлюлозные волокна, натуральный шелк и капрон.

При необходимости можно смешивать между собой растворы красителей, только одного и того же класса. Смешивать растворы красителей различных классов не рекомендуется во избежание выпадения их в осадок.

Введение в растворы спирта сообщает им хорошую растекаемость на ткани. Однако прямые красители мало растворимы в спирте. Для них берут спирта не более 100–150 г./л, при избытке спирта они способны выпадать в осадок. Поэтому работать с растворами прямых красителей, вследствие их плохой растекаемости на ткани, трудно. Для лучшего растворения в них можно добавлять соду в количестве 0,5 г/л.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Организационные вопросы курса графики
Обучение графике в восьмом классе имеет свою специфику по ряду признаков, к которым относятся возрастные особенности учащихся, их жизненный и трудовой опыт, а следовательно, несравненно более сознательные мотивы учения, потребность в приобретении знаний Поэтому, анализируя стоящие перед ним задачи, ...

Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных требований
Работа по физическому развитию пронизывает всю организацию жизни детей в семье и дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, все виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В дошкольном учреждении режим дня ребенка предусматривает ...

Разработка урока по теме: «Цветовое решение интерьера детской комнаты»
Тема урока: Цветовое решение интерьера детской комнаты. Цель: Сформулировать у учащихся знания о роли цвета в проектировании детской комнаты. Задачи: Образовательная: изучить психологические особенности восприятия цвета, роль цвета в создании интерьера детской комнаты. Развивающая: развитие творчес ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru