Технологические принципы и средства выполнения художественной росписи ткани в технике холодного батика

Образование и воспитание » Эстетическое воспитание подростков на занятиях по художественному текстилю » Технологические принципы и средства выполнения художественной росписи ткани в технике холодного батика

Страница 2

Из хлопчатобумажных тканей для росписи рекомендуются батист, шифон, маркизет. Они тонкие, легкие и не имеют на своей поверхности значительной пушистости.

Из искусственных тканей для росписи применяются отбеленные и светло-закрашенные ткани, изготовленные из вискозных волокон и комплексных вискозных, ацетатных и триацетатных ниток. Роспись не вызовет особых затруднений.

Наилучшими для росписи являются ткани из натурального шелка. Они тонкие, не имеют на поверхности пушистости, краски, на них хорошо растекаются и равномерно покрывают плоскость рисунка без ореолов, пятен, затеканий. Из этих тканей в росписи применяют: туаль, крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон. Лучше всего краски растекаются на туали, крепдешине и хуже на креп-жоржете и креп-шифоне. Линии резервов при этом можно исполнять любой толщины, начиная с наитончайших.

В работе можно использовать ткани, бывшие в употреблении, одноцветные и с набивным рисунком, но они требуют более тщательной обработки и подготовки. Во всяком случае, как новые ткани, так и старые требуют всех этапов подготовки. Как это было в Древнем Китае, сегодня художники-батикисты работают на хорошо подготовленной поверхности.

Резервирующий состав

– применяется для создания резервирующей линии, которая служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи, что позволяет создавать по заданному рисунку замкнутые «витражные» пространства, различные по цвету и тону.

Краски

– используются специальные для росписи по шелку и делятся на два вида:

– краски закрепляются паром (профессиональные)

– краски, которые закрепляются утюгом (для хобби).

Вся работа и роспись тканей основана на большей или меньшей способности красок растекаться по ткани. Поскольку в состав краски входят вещества, способствующие лучшему растеканию и высыханию ее, работать с ней надо быстро и уверенно, обладая определенными навыками.

Хорошо сколорированная гамма цветов является основой художественного произведения. Поэтому перед началом работы необходимо проверить наличие красок, подобрать их по тонам, соответствующим образцу-эталону, и, если надо, путем смешения красок добиться нужных оттенков. Пробы красок производят на небольших отрезках тканей, по качеству соответствующих тем, на которых мастер будет работать.

В художественной росписи тканей используются органические красители, хорошо растворимые в воде и спирте, обладающие высокой кроющей способностью, имеющие большую гамму чистых и ярких красок. Растворы таких красителей должны легко растекаться на ткани, глубоко пропитывать ее и закрепляться без предварительной подготовки ткани.

Для текстильной промышленности в основном применяются синтетические красители, однако для определенных целей, например в производстве гобеленов или в ручной росписи тканей, художники предпочитают натуральные красители, которые получают из природных материалов.

Естественные красители бывают растительного и животного происхождения. Растительные красители содержатся в корнях, листьях, древесине, коре деревьев, а также в плодах и цветах различных растений. Большинство красителей, извлеченных путем вываривания в воде, могут окрашивать различные ткани, а также кожу и различные текстильные волокна. Большинство из них отличается высокой устойчивостью, прочностью в стирке и при воздействии солнечного света.

Синтетические красители делятся на основные, кислотные, активные (проционовые) и прямые красители.

Основные красители способны

окрашивать без всякой предварительной обработки белковые волокна – натуральный шелк, шерсть в слабокислом или нейтральном растворе. Они химически взаимодействуют с белковыми волокнами, а с целлюлозными волокнами значительной связи не имеют. Окраски этими красителями отличаются чистотой и яркостью. Основные красители хорошо растворимы в воде и в спирте. Однако они не прочны к свету и мокрой обработке.

Темными красителями

(субстантивные) окрашивают без предварительной обработки целлюлозные волокна в нейтральной или слабощелочной среде и белковые волокна в слабокислом растворе. По прочности они превосходят основные и кислотные красители, но по яркости им уступают.

Кислотными красителями

также без всякой предварительной обработки окрашивают белковые волокна в слабокислой или нейтральной ванне. С целлюлозными волокнами они связи не имеют. Имеется возможность окрашивать капрон. Кислотные красители имеют красивую гамму, несколько уступающую основным.

Активные красители

хорошо растворимы в воде, яркие, высокопрочные, просты в технике крашения. Прочно окрашивают целлюлозные волокна, натуральный шелк и капрон.

При необходимости можно смешивать между собой растворы красителей, только одного и того же класса. Смешивать растворы красителей различных классов не рекомендуется во избежание выпадения их в осадок.

Введение в растворы спирта сообщает им хорошую растекаемость на ткани. Однако прямые красители мало растворимы в спирте. Для них берут спирта не более 100–150 г./л, при избытке спирта они способны выпадать в осадок. Поэтому работать с растворами прямых красителей, вследствие их плохой растекаемости на ткани, трудно. Для лучшего растворения в них можно добавлять соду в количестве 0,5 г/л.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Содержание и методика проведения формирующего эксперимента
Выявив особенности усвоения детьми морфологической стороны речи, перешли к формирующему эксперименту, цель которого - закрепить навыки, усвоенных детьми, морфологических категорий, исправить пробелы в усвоении детьми некоторых грамматических конструкций в речи детей. Группа детей была разделена на ...

Принципы модульного обучения и условия их реализации
Технология модульного обучения включает в себя модульную программу, состоящую из отдельных частей учебного материала - модулей, принципов модульного обучения, методов обучения и контроля. Остановимся на принципах модульного обучения и педагогических условиях их реализации. 1) Принцип модульности. С ...

Использование проектной деятельности на уроках технологии
Цели новой образовательной области «Технология» будут достигнуты, если учащиеся будут выполнять проекты, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деят ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru