Исторические традиционные аспекты изготовления тканей в технике батик и их взаимосвязь с творчеством современных художников традиционное исполнение горячего батика

Образование и воспитание » Эстетическое воспитание подростков на занятиях по художественному текстилю » Исторические традиционные аспекты изготовления тканей в технике батик и их взаимосвязь с творчеством современных художников традиционное исполнение горячего батика

Батик у явайцев – не просто ткань с рисунком. Это некое живое существо, в котором находят приют духи предков по материнской линии. Сама ткань является оберегом женщины. Отсюда и бытование ритуальных священнодействий во время окрашивания тканей.

Процесс создания яванского батика очень сложен. На роспись куска ткани уходит от двух недель до полугода. Ткани с очень тонкими узорами расписывали до двух лет. Для традиционного батика употребляют только хлопчатобумажные или льняные ткани. Разрезанные куски матери несколько дней подготавливают к росписи. Сначала их размягчают в воде 1–2 дня, затем стирают и просушивают. Кипятят в рисовом крахмале 15 минут, чтобы воск не входил слишком глубоко в ткань и легко удалялся. По другому способу ткань после стирки выдерживает 6–12 дней в растворе арахисового или касторового масла и щелока из золы рисовых стеблей и трут несколько раз в день. В заключение отбивают деревянными колотушками. Гладкая эластичная ткань позволит создать батик высокого качества.

Рецепты резервного состава различны. Кроме пчелиного воска в них входит парафин. Жир кокосовое масло. Смола и канифоль для сгущения состава и другие компоненты. В результате состав на ткани выглядит ярким желтым рельефным узором. Воск наносят без трафарета, изредка прорисовывая основные линии карандашом или углем.

Известно, что в VI веке в Малайзии делали материал из коры деревьев. Узор наносился воском, собранным у диких пчел, а окрашивали красками из красного кармина (охрой) или сажей.

В прошлом состав наносили заостренной палочкой-пером, позднее – кистью или традиционным инструментом – чантингом.

Его изобрели в XVII веке. Это помогло справиться с конкуренцией ввозимых из Индии набивных тканий. Чантинг позволил расписывать ткани сложнейшим, очень тонким растительным и геометрическим узором. Теперь в батике можно было использовать все богатство местных традиционный орнаментов, которые бытовали в других ремеслах. И рисование воском достигло в XVII веке расцвета.

Следующий этап в производстве батика – первое крашение ткани в индиго.

Прославленный краситель получают из листьев индигоносных растений. Процесс крашения длительный и сложный. Кроме индиго в состав красителя входит паточный сахар и известь. Ткань опускают в холодную краску много раз в течении полутора недель и даже больше. После каждого опускания в краситель ткани высушивают, и под действием кислорода она преобретает все более синий цвет.

Старинные батики окрашены только в синий цвет. Около 1700 года было изобретено дополнительное крашение в коричневый цвет.

После крашения в индиго воск соскребают с тех мест, которые теперь надо красить в коричневый цвет и закрывают воском синие детали рисунка.

Коричневый цвет дает кора дерева сога с многочисленными добавками из коры разных деревьев, кустарников, насекомых. Крашение длится от 6 до 15 дней.

Получается очень темный, глубокий коричневый цвет.

Затем воск легко удаляют, окуная ткань в кипяток. Просушивают ее и погружают в щелочный раствор. Несмотря на прочность растительных красителей, их закрепляют в растворе из буры, квасцов, сахара и сока лимона. В заключении ткань стирают. Такой батик никогда не полиняет.

Столь сложный процесс создания тулис-батика сохраняется лишь в нескольких мастерских Центральной Явы. Большинство батиков сегодня изготавливают с помощью небольших медных штампов – чапов, которыми наносят воск. Размер чапа от 5 кв. смдо 25 кв. см.

Штампы появились в середине XIX века и на этот раз спасли батиковое искусство в конкуренции с дешевыми фабричными подделками под батик, привозимыми из Европы. И хотя узор с помощью штампа получается более точным, чап-батик теряет свою одухотворенность, очарование рукотворной линии, в которую вложена и мысль и чувство.

Полезная информация:

Опыт формирования «информационной культуры личности» в библиотеках-медиатеках и образовательных учреждениях
Формирование информационной культуры в России получило развитие, прежде всего, как практическая деятельность библиотек и образовательных учреждений, осуществляемая в большей мере стихийно, методом проб и ошибок. Оно закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через частны ...

Организация театральной деятельности в школе
Театр как явление, как мир, как тончайший инструмент художественного и общественного познания и изменения действительности, представляет, богатейшие возможности для становления личности ребенка. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценно ...

Понятия теории управления
Управление - это процесс создания целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов. отношения управления - отношения, возникающие по поводу распределения и использования власти, по поводу информации, дисциплины, инициативы, собственности, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru