Появление техники батика в СССР

Страница 2

В начале деятельность художников, была подчинена платочному производству. Но со временем все чаще появлялась потребность в крупных панно для оформления кафе, фойе кинотеатров, концертных залов и театральных сцен. Эти заказы выполнялись в мастерских Художественно-производственного Фонда Союза Художников СССР, расположенных по всей стране. Например, в Тамбовском Худфонде свою творческую жизнь посвятила дизайну тканей и галантереи художница Н.С. Балагурова. Она использовала технику холодного батика, сохраняя при этом стилистику «ивановских ситцев», обогащенных сюжетом или предметностью.

Постепенно батик стал появляться на выставках союзного значения. Ведущую позицию там занимали художники из Литвы и Латвии, в культуре которых сохранялись аграрно-феодальные ремесла. Становление современной школы литовского текстиля, и в том числе батика, связано с именем его основателя Юозиса Бальчикониса.

В Москве сложилась целая сеть организаций, так или иначе содействующих развитию батика, или, как чаще говорили, росписи ткани:

– Художественно-производственный Фонд, в котором художники-профессионалы разрабатывали образцы платков, купонных тканей, шарфов, палантинов и других изделий ВИАЛЕГПРОМ, где эти образцы утверждались и рекомендовались к производству;

– Худсовет фабрики, где образцы творчески перерабатывались, создавались варианты расцветки и новые проекты, которые направлялись на утверждение обратно в ВИАЛЕГПРОМ;

– Выставком МОСХ, где лучшие образцы продукции или творческие работы отбирались для участия в выставках;

– Худсовет Союза Художников СССР, в который принимали лучших художников по батику. Их направляли в Дома творчества, загранкомандировки, на всесоюзные и международные выставки.

Так постепенно было воспитано целое поколение художников, которые когда-то были учениками, а позже получали художественное образование параллельно с работой в качестве художника по росписи. Это А. Талаев, Л. Грасс, И. Трофимова, В. Кравченко.

В 70-е годы появилось новое поколение художников-текстильщиков, получивших образование в Строгановском и Мухинском училищах, в Текстильном или в Технологическом (УБОН) институтах. Они сознательно выбрали путь художника, занимающегося исключительно «авторским батиком», выставочными работами и материально существующего благодаря редким, но крупным заказам по оформлению интерьеров общественных зданий, театральных и эстрадных сценических декораций и т.д.

Советский Союз, находясь за «железным занавесом», оставался в стороне от мировых тенденции. Лишь немногие художники имели возможность выехать за границу страны, чтобы познакомиться с искусством батика на его родине. Одной из первых была ныне заслуженный художник России Ирина Трофимова. Благодаря её творчеству в России появилась первая подробная информация о технике батика. Именно она помогла российским мастерам определить свой творческий путь, посвятив себя этому искусству.

Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются в нашей стране бурным развитием в этого вида искусства, открытием новых направлений, техник и появлением ярких имен. Родоначальниками в технике русского батика являются: Ирина Трофимова – монументальный батик; Сергей Давыдов – «философский» батик, создатель техники батика «Техника Давыдова», уникальных инструментов и технологий; Татьяна Шихирева – «повествовательный» батик; Виктория Кравченко – «офортный» батик;

Целый ряд ярких самобытных авторов внесли свой вклад в искусство батика: Л. Грасс, А. Косяк, Ю. Салман, А. Мурманов. А. Домаскин. Н. Голубцова. Л. Наумкипа и многие другие.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Основы технологии игровых форм обучения
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспальк ...

Словарная работа на занятиях чтения
При ознакомление со свежим словом с непроверяемым написанием работа проводится в таком порядке: чтение слова с доски, таблицы, из персонального словарика (если это слово кто-то из учащийся записал прежде), помета ударения, выделение корня, выискивание безударной гласной, не проверяемой ударением, п ...

Психолого-педагогические особенности развития младших школьников
Младший школьный возраст – период развития детей от 6-7 до 9-10 лет. В этот период ребенок приступает к систематической, общественно оцениваемой учебной деятельности и включается в школьный коллектив. Поступление в школу коренным образом меняет его жизнь. Учение становится его ведущей деятельностью ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru