Организация кружковой деятельности

Образование и воспитание » Организация кружка резьбы по дереву » Организация кружковой деятельности

Страница 3

Соблюдая принцип добровольности кружковых занятий, важно не допустить при этом многотемности в работе кружка. Поэтому чаще делают так: наряду с разнообразной работой, которая соответствовала бы индивидуальным интересам учащихся, кружок работает еще и над единой темой, общей для всех его членов. Последняя должна быть ведущей в работе кружка, и ей следует посвящать большую часть занятий. Занятия же, связанные с удовлетворением индивидуальных интересов, могут носить характер консультаций, отдельных экспериментов, измерений, расчетов, подготовки докладов и т. П.

Опыт показывает, что для технических кружков характерна общественно полезная направленность их работы; в то же время перед кружками ставится задача расширять круг знаний, умений и навыков учащихся. Возможны, например, такие объекты работ для технического кружка:

а) моделирование (электроника, автоматика и телемеханика, авиамоделизм и ракетостроение, машиностроение и т. П.);

б) создание действующих технических устройств, нужных для школы (автоматизация школьного звонка, механизация работ на школьном учебно-опытном участке и т. П.);

в) изготовление новых учебных приборов и пособий (модели машин и агрегатов, лабораторное оборудование, радиотехнические устройства, тренажеры, обучающие машины);

г) оборудование школьных мастерских и кабинетов электротехники, автомобильного дела, физики и т. Д.;

д) занятия отдельными видами прикладного искусства (кино и фотолюбительство, художественное выпиливание, выжигание).

В технических, физико-технических и т. П. кружках работу над созданием приборов и моделей нужно сочетать с подготовкой массовых мероприятий — конференций, вечеров и т. П., а также с выступлениями отдельных кружковцев с докладами и сообщениями. Темы докладов следует подбирать так, чтобы учащиеся могли удовлетворить познавательный интерес и проявить творчество. Целесообразно организовать и цикл докладов, например по вопросам физических основ автоматизации: «Электромагнитное реле и его применение», «Термореле и их применение», «Фотоэлементы и их применение». Доклады следует сопровождать оригинальными демонстрациями. Для отдельных кружковцев это может послужить началом для конструирования различных элементов автоматики.

В ряде случаев работу кружка полезно начинать с проведения научно-технического вечера, тематического пионерского сбора или экскурсии. На первом занятии кружка необходимо познакомить его членов с планом работы, перечнем и общими схемами приборов или моделей, запланированных к изготовлению. Целесообразно сделать это в форме интересной увлекательной беседы, во время которой демонстрировать опыты, показывать диапозитивы, фрагменты из кинофильмов, готовые приборы. Полезно организовать также выступления старших воспитанников кружка с демонстрацией созданных ими приборов. На этом занятии можно дать учащимся задание по темам, которые их заинтересовали, а также посоветовать соответствующую литературу, при помощи которой им легче будет выполнить эти задания. Потом учащиеся будут работать над чертежами, делать расчеты и согласовывать их с руководителем кружка. Впрочем, как показала практика, далеко не всегда удается привлечь учащихся к творческой работе после первого же занятия кружка.

Важно с первых же шагов работы в кружке научить его членов рационально организовать свое рабочее место, пользоваться техническими справочниками и измерительными инструментами. У кружковцев нужно воспитывать и поддерживать чувство товарищества, взаимопомощи, приучать их действовать по правилу: научился сам — научи товарища.

Необходимо помнить, что успех в работе учащихся — важный стимул развития их творческой деятельности. Поэтому руководитель должен предвидеть возможный ход творческого процесса в кружке и направлять его на широкое использование теоретических знаний по основам наук и трудовому обучению. Успех в работе зависит и от правильного выбора объектов труда. Иногда кружковцы длительное время работают над одной какой-нибудь моделью, но, не окончив ее, берутся за другую работу, так как предыдущая оказалась непосильной или операции наскучили своей однообразностью. Вот почему при планировании практических работ руководителю следует избегать чрезмерно трудоемких объектов, сокращать однообразные операции, а главное — сосредоточить внимание учащихся на конструировании и экспериментировании.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Социальное воспитание - это устойчивое развитие человека и общества
Анализ отечественной научно-педагогической литературы показывает, что общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Современные исследователи воспитание рассматривают как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как во ...

Особенности формирования математических понятий в 5–6 классах
Всякое понятие, в том числе и математическое, является абстракцией от множества конкретных объектов, которые описываются им. В понятии отражаются устойчивые свойства изучаемых объектов, явлений. Эти свойства повторяются у всех объектов, которые объединяются понятием. Но каждый реальный объект имеет ...

Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста
На определенном этапе развития ребенка ему характерен определенный тип деятельности (ведущий тип деятельности). В раннем возрасте особое место в формировании мышления принадлежит общению, предметной деятельности, игре (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие). В на ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru