Влияние занятий физической культурой на умственную работоспособность

Образование и воспитание » Влияние занятий физическими упражнениями на умственное развитие учащихся » Влияние занятий физической культурой на умственную работоспособность

Страница 2

Вопрос о механизмах многообразного благоприятного влияния физического воспитания и спорта весьма сложен. Целесообразно рассмотреть лишь один из его аспектов. Не требует доказательств, что напряженный (и физический, и умственный) труд вызывает утомление, занятия же физическими упражнениями его снимают. Физиологический механизм этого явления с большой глубиной и тщательностью изучен с помощью комплекса физиологических и электрофизиологических методов.

Изучалось влияние соревнований по бегу, лыжным гонкам, фехтованию, плаванию, спортивным играм на мнемические процессы, внимание, пространственное различение, "чувство времени", произвольную регуляцию сенсорно-перцептивных процессов. Общий итог этих исследований сводится к тому, что соревновательные нагрузки вызывают явления г выраженного утомления, характеризующегося снижением полноценности функций пространственного различения, ориентировки во времени ("чувства времени"), памяти, внимания, восприятия и переработки информации, произвольной регуляции сенсорно-перцептивных процессов. Однако степень этих изменений и быстрота восстановления изучавшихся психических процессов в большой степени зависит от тренированности спортсменов. Установлено, что у более тренированных спортсменов процесс восстановления идет быстрее и так сказать полноценнее. Например, у хорошо тренированных лыжников после 50-километровой гонки объем памяти снижается на 30%, у менее тренированных — на 41,1%. Через 18—20 часов отдыха у первых объем памяти остается пониженным лишь на 12,6%, у вторых — на 33,3%. Выразительны качественные характеристики процесса запоминания. Если до гонки 77% более тренированных и 72% менее тренированных лыжников пользовались логическим запоминанием экспериментального материала, то после гонки эти цифры снизились соответственно до 30 и 39%. После 18—20-часового отдыха 60% более тренированных лыжников снова обнаружили способность к логическому запоминанию материала, а у менее тренированное число 39% не изменилось.

Эти и другие факторы послужили основанием для заключения, что путь к повышению тренированности лежит через утомление.

Подтверждением этому служат и факты, свидетельствующие, что установленные ранее в физиологии и биохимии спорта явления экономизации и гиперкомпенсации обнаруживаются и в изменениях психических процессов. В проявлениях экономии, а также мобилизации резервных возможностей организма в условиях интенсивных, главным образом длительных напряжений, особую роль играет регулирующая функция сознания. Существенными и новыми дополнениями к описанным заключениям служат выводы, полученные в исследовании влияния тренировочных и соревновательных нагрузок на пловцов. Он изучал изменения сенсомоторных реакций, внимания, памяти, мышления, а также информационного поиска, требующего комплексного проявления психических процессов в условиях дефицита времени. Основные результаты исследования сводятся к следующему:

кратковременные нагрузки высокой интенсивности оказывают положительное влияние на протекание психических процессов; наиболее существенные улучшения памяти и внимания отмечаются спустя 2 часа после нагрузки, мышления — сразу после нагрузки и спустя 3—4 часа после нее;

после непривычных физических нагрузок отрицательное влияние на все психические процессы обнаруживается спустя час после окончания занятий и сохраняется как минимум в ближайшие три часа;

даже очень высокие, но привычные тренировочные нагрузки в дневное и вечернее время оказывают положительное влияние на протекание психических процессов; наиболее значительные улучшения наблюдаются спустя два часа после нагрузки; память существенных изменений не претерпевает[8].

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Психологический анализ урока в деятельности педагога
Педагогическая деятельность, как известно, может осуществ­ляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок (занятие) — основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и уча­щихся. Анализ урока является одним из важных способов осо­зна ...

Преподавание художественного искусства
В истории искусства формирование каждого художественного направления происходит вместе со становлением педагогической системы, формулирующей его принципы. Вносимое общественной жизнью новое содержание рождает не только новое искусство, но и соответствующую ему художественную педагогику, собственно ...

Основные принципы и методы коррекционной работы
Корекционно – образовательная работа строилась на основе программы Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). При работе над коррекцией речи мы опирались на следующие п ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru