Влияние занятий физической культурой на умственную работоспособность

Образование и воспитание » Влияние занятий физическими упражнениями на умственное развитие учащихся » Влияние занятий физической культурой на умственную работоспособность

Страница 2

Вопрос о механизмах многообразного благоприятного влияния физического воспитания и спорта весьма сложен. Целесообразно рассмотреть лишь один из его аспектов. Не требует доказательств, что напряженный (и физический, и умственный) труд вызывает утомление, занятия же физическими упражнениями его снимают. Физиологический механизм этого явления с большой глубиной и тщательностью изучен с помощью комплекса физиологических и электрофизиологических методов.

Изучалось влияние соревнований по бегу, лыжным гонкам, фехтованию, плаванию, спортивным играм на мнемические процессы, внимание, пространственное различение, "чувство времени", произвольную регуляцию сенсорно-перцептивных процессов. Общий итог этих исследований сводится к тому, что соревновательные нагрузки вызывают явления г выраженного утомления, характеризующегося снижением полноценности функций пространственного различения, ориентировки во времени ("чувства времени"), памяти, внимания, восприятия и переработки информации, произвольной регуляции сенсорно-перцептивных процессов. Однако степень этих изменений и быстрота восстановления изучавшихся психических процессов в большой степени зависит от тренированности спортсменов. Установлено, что у более тренированных спортсменов процесс восстановления идет быстрее и так сказать полноценнее. Например, у хорошо тренированных лыжников после 50-километровой гонки объем памяти снижается на 30%, у менее тренированных — на 41,1%. Через 18—20 часов отдыха у первых объем памяти остается пониженным лишь на 12,6%, у вторых — на 33,3%. Выразительны качественные характеристики процесса запоминания. Если до гонки 77% более тренированных и 72% менее тренированных лыжников пользовались логическим запоминанием экспериментального материала, то после гонки эти цифры снизились соответственно до 30 и 39%. После 18—20-часового отдыха 60% более тренированных лыжников снова обнаружили способность к логическому запоминанию материала, а у менее тренированное число 39% не изменилось.

Эти и другие факторы послужили основанием для заключения, что путь к повышению тренированности лежит через утомление.

Подтверждением этому служат и факты, свидетельствующие, что установленные ранее в физиологии и биохимии спорта явления экономизации и гиперкомпенсации обнаруживаются и в изменениях психических процессов. В проявлениях экономии, а также мобилизации резервных возможностей организма в условиях интенсивных, главным образом длительных напряжений, особую роль играет регулирующая функция сознания. Существенными и новыми дополнениями к описанным заключениям служат выводы, полученные в исследовании влияния тренировочных и соревновательных нагрузок на пловцов. Он изучал изменения сенсомоторных реакций, внимания, памяти, мышления, а также информационного поиска, требующего комплексного проявления психических процессов в условиях дефицита времени. Основные результаты исследования сводятся к следующему:

кратковременные нагрузки высокой интенсивности оказывают положительное влияние на протекание психических процессов; наиболее существенные улучшения памяти и внимания отмечаются спустя 2 часа после нагрузки, мышления — сразу после нагрузки и спустя 3—4 часа после нее;

после непривычных физических нагрузок отрицательное влияние на все психические процессы обнаруживается спустя час после окончания занятий и сохраняется как минимум в ближайшие три часа;

даже очень высокие, но привычные тренировочные нагрузки в дневное и вечернее время оказывают положительное влияние на протекание психических процессов; наиболее значительные улучшения наблюдаются спустя два часа после нагрузки; память существенных изменений не претерпевает[8].

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Виды и формы поощрения и наказания
Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных. Как видно, стимулирование имеет не очень приятную для людей этимологию. Но что делать, если человек, как и животное, нуждается в постоянных ст ...

Условия организации дидактических игр
В повседневной жизни на прогулке, вовремя еды, игровой и самостоятельной деятельности ребенок многое узнает. Однако важной задачей всестороннего развития малыша решается на специально организованных занятиях, которые имеют свою специфику и отличаются от самостоятельной игровой деятельности ребенка. ...

Специфика двигательного развития детей с церебральным параличом
У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Темпы двигательного развития при ДЦП широко варьируются. В силу двигательных наруше ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru