Двигательная активность и умственное развитие человека

Страница 1

Проблема соотношений психического и физического, умственного и моторного развития человека на протяжении длительного периода ее изучения не получила однозначного решения. В одних случаях утверждалось благотворное влияние физической, двигательной активности на психическое развитие, в других оно даже отрицалось, в третьих отмечалась независимость их развития. На современном уровне знаний с позиций теории функциональных систем и принципа единства сознания и деятельности нельзя отрицать взаимную связь психического и моторного развития. Более того, можно с достаточным основанием утверждать наличие несомненной и действенной связи двигательной функции с психическим развитием человека. Доказательства этого содержатся в работах психологов А. Б. Эльконина, Н. X. Швачкина и др. Особенно рельефно они представлены в экспериментальных исследованиях М.М. Кольцовой обобщающей функции мозга. Ею на большом фактическом материале было установлено, что первичное обобщение внешних признаков предметов на уровне формирования целостного образа конкретных вещей-игрушек создается на основе образования системы сенсорных связей — зрительных, слуховых, осязательных и др. в процессе игры ребенка с предметами. Лишение ребенка двигательной активности резко отрицательно повлияло на создание и сохранение обобщенного образа предметов. Даже " . для развития обобщающего действия слова . важно возможно более широкое включение двигательного анализатора.

Чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции слова". В психологии физического воспитания и спорта исследованиями многих авторов показано положительное влияние занятий гимнастикой, спортивными играми, школьных уроков физической культуры на совершенствование зрительной перцептивной функции, кинестезии, внимания, памяти и других психических процессов. Установлено наличие взаимосвязи в развитии двигательных качеств и психических процессов, проявляющееся на протяжении всего школьного периода. В младшем школьном возрасте развитие двигательных качеств особенно тесно связано с развитием восприятия, в среднем и старшем школьном возрасте — с мыслительными процессами.

Наибольшее число связей с психическими процессами в младшем школьном возрасте имеет ловкость, у подростков — сила, быстрота, статическая выносливость, у старших школьников — выносливость, сила, быстрота. В развитии как самих двигательных качеств, и психических процессов, так и взаимосвязей между ними проявляются общие закономерности онтогенеза—неравномерность и гетерохронность. Специфические особенности этих связей позволили выделить у обследованных школьников 8—12-летнего возраста ведущие двигательные качества. Таким качеством у 9-летних мальчиков и девочек является ловкость.

В специальном формирующем эксперименте она показала, что построение уроков физической культуры с акцентом на развитии ловкости не только способствовало существенному приросту показателей ловкости и быстроты (по уменьшению времени реакции), но и оказало положительное влияние на развитие у мальчиков перцептивных, мнемических и мыслительных процессов, у девочек — на улучшение времени реакции и результативность деятельности в режиме информационного поиска, т. е. на совершенствование перцептивных и мыслительных процессов.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Основные принципы профессиональной деятельности педагога-психолога
Принципы деятельности педагога-психолога в учреждениях образования призваны обеспечить: - решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; - защиту законных прав людей, с которыми педагоги-психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, их родите ...

Особенности проявления памяти
Память - это процессы зап9минания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Другими словами, память — это индивидуальный опыт человека. Основная функция памяти — накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно. Память создает условия дл ...

Способы стимулирования познавательной активности подростков на уроках английского языка
При изучении новой лексики по теме можно применять такие игровые методы как кроссворд, составление истории по картинке. Например, игра «Word-search grid» . Дается сетка 14×14 клеток, в каждой клетке написана буква алфавита. Среди набора букв скрыты слова по теме «деньги». Учащимся необходимо ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru