Двигательная активность и умственное развитие человека

Страница 1

Проблема соотношений психического и физического, умственного и моторного развития человека на протяжении длительного периода ее изучения не получила однозначного решения. В одних случаях утверждалось благотворное влияние физической, двигательной активности на психическое развитие, в других оно даже отрицалось, в третьих отмечалась независимость их развития. На современном уровне знаний с позиций теории функциональных систем и принципа единства сознания и деятельности нельзя отрицать взаимную связь психического и моторного развития. Более того, можно с достаточным основанием утверждать наличие несомненной и действенной связи двигательной функции с психическим развитием человека. Доказательства этого содержатся в работах психологов А. Б. Эльконина, Н. X. Швачкина и др. Особенно рельефно они представлены в экспериментальных исследованиях М.М. Кольцовой обобщающей функции мозга. Ею на большом фактическом материале было установлено, что первичное обобщение внешних признаков предметов на уровне формирования целостного образа конкретных вещей-игрушек создается на основе образования системы сенсорных связей — зрительных, слуховых, осязательных и др. в процессе игры ребенка с предметами. Лишение ребенка двигательной активности резко отрицательно повлияло на создание и сохранение обобщенного образа предметов. Даже " . для развития обобщающего действия слова . важно возможно более широкое включение двигательного анализатора.

Чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции слова". В психологии физического воспитания и спорта исследованиями многих авторов показано положительное влияние занятий гимнастикой, спортивными играми, школьных уроков физической культуры на совершенствование зрительной перцептивной функции, кинестезии, внимания, памяти и других психических процессов. Установлено наличие взаимосвязи в развитии двигательных качеств и психических процессов, проявляющееся на протяжении всего школьного периода. В младшем школьном возрасте развитие двигательных качеств особенно тесно связано с развитием восприятия, в среднем и старшем школьном возрасте — с мыслительными процессами.

Наибольшее число связей с психическими процессами в младшем школьном возрасте имеет ловкость, у подростков — сила, быстрота, статическая выносливость, у старших школьников — выносливость, сила, быстрота. В развитии как самих двигательных качеств, и психических процессов, так и взаимосвязей между ними проявляются общие закономерности онтогенеза—неравномерность и гетерохронность. Специфические особенности этих связей позволили выделить у обследованных школьников 8—12-летнего возраста ведущие двигательные качества. Таким качеством у 9-летних мальчиков и девочек является ловкость.

В специальном формирующем эксперименте она показала, что построение уроков физической культуры с акцентом на развитии ловкости не только способствовало существенному приросту показателей ловкости и быстроты (по уменьшению времени реакции), но и оказало положительное влияние на развитие у мальчиков перцептивных, мнемических и мыслительных процессов, у девочек — на улучшение времени реакции и результативность деятельности в режиме информационного поиска, т. е. на совершенствование перцептивных и мыслительных процессов.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Концептуальные основы изучения билингвизма
Билингвизм как научная проблема начал складываться в конце XIX века, однако как феномен, как социальное явление он имеет корни, уходящие еще в античный мир: смешение языка завоевателей и побежденных на завоеванных территориях. Именно социальные причины пробудили дидактический интерес к проблеме как ...

Системы производственного обучения
Система ПО – это совокупность взаимодействующих частей процесса обучения трудовой деятельности: содержания, методов, средств и организационных форм. В ходе развития человечества, роста науки, технического прогресса сложились системы ПО, связанные с подготовки кадров, которые широко используются в п ...

Процесс формирования навыков
Существует четыре основных этапа формирования навыков. 1 этап. Осмысливание навыков: обучаемый отчетливо понимает цель, то к чему он стремиться. На данном этапе обучаемый не знает способов достижения цели и при попытке выполнить действия совершает грубые ошибки. К примеру, при учении различать 1000 ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru