Кружок как один из видов групповой внеклассной работы

Страница 3

Составление программы вечера.

Предположим, что указанный кружок объединяет учащихся старших классов. Это означает, что в подготовке вечера участники кружка максимально самостоятельны. Учитель здесь – старший товарищ и режиссер-постановщик.

Подготовка к вечеру начинается примерно за месяц до намеченного срока.

На одном из заседаний кружка учитель предлагает выбрать тему вечера (она же будет и его названием) и подобрать девиз, раскрывающий смысл того, о чем будет сказано.

Когда кружковцы определились с темой, намечаются основные направления в раскрытии темы и подбор материалов. Ученики приносят различные журналы, газеты, книги, выписки и вырезки, листки календаря и т.п., в которых есть интересные сообщения о русском языке. Отбирается то, что относится к теме, помогает ее понять. Для этого проводится заседание кружка, на котором анализируется все, что собрано детьми.

Когда материалов достаточно, начинается работа над составлением отдельных номеров. Используется накопленный материал, высказывания великих людей о русском языке. Можно инсценировать рассказы, например, “Живая грамматика” Ф. Кривина, подобрать музыку к инсценировкам; отдельно прочитать стихотворения, сделать сообщения “Почему мы так говорим” и т.д.

Перед участниками ставится задача не только рассказать о том, как богат, красив, ярок, силен, точен русский язык, но и показать, что этим языком они свободно владеют.

Как правило, речь кружковцев более правильна и литературна по сравнению с речью остальных ребят. Однако, все равно приходится много работать над тем, чтобы каждое слово произнесенное со сцены, было правильным и выразительным. Особое внимание обращается на фонетическую сторону речи. Ребята прислушиваются к тем, кто владеет орфоэпической нормой; отмечают недостатки в своей речи и в речи окружающих; стараются говорить “как московские дикторы по радио”. Орфоэпии по сравнению с орфографией уделяется очень мало внимания на уроках и в школе. На внеклассных занятиях по русскому языку обязательно восполняется это пробел, так как небрежное отношения к нормам произношения снижает качество речи, ослабляет ее действие, делает менее доходчивой.

Для завершения работы нужно составить программу вечера. Особое значение уделяется тому, как будут расположены номера и как они будут связаны между собой. Чтобы связать номера и составить программу, все участники вечера должны присутствовать на генеральной репетиции (особенно если до этого репетировали в разное время и учащиеся занимались в разные смены).

Инсценировки, веселые сценки, посвященные жизненным ситуациям и вся программа в целом составлялась так, чтобы зрители (те же учащиеся) постоянно чувствовали, что это о них идет речь на сцене, что это их живо касаются все вопросы, поднимаемые в зале.

Закончить вечер можно небольшой викториной “Знаете ли вы русский язык?”, возможны шуточные вопросы. Самые активные кружковцы получают подарки - книги.

Немаловажным моментом при проведении итоговых викторин является то, что такая форма проведения занятий изначально не является тем страшным уроком, на котором ставятся «плохие» и «хорошие» отметки. Игровая форма раскрепощает школьников, освобождает их мышление от формализма, дает возможность ошибаться и не быть наказанными, и в то же время, ненавязчиво «заставляет» школьников всерьез анализировать, вспоминать, обсуждать, вычленять главное, для того, чтобы команда стала победителем викторины.

Можно также сказать, что помимо составления программы вечера, необходимо много времени посвятить обдумыванию его оформления и порядка проведения.

Общий уровень готовности к проведению программы напрямую влияет на интерес ребят к кружковой работе и к русскому языку в особенности.

Сама подготовка к вечеру подразумевает активную разностороннюю мыслительную деятельность как участников, так и организаторов. Здесь ребятам дается больше самостоятельности в выборе форм проведения вечера, составлении программы, подготовки конкурсов, заданий, оформления вечера.

2.2.Олимпиады по русскому языку

Интерес к русскому языку воспитывается всей классной и внеклассной работой по предмету. Немаловажное значение при этом имеет и чувство соревнования, которое неизбежно возникает при организации многих видов работы. Именно таким массовым соревнованием, проводимым в целях популяризации языковой культуры, и могут стать олимпиады. Олимпиада проверяет знания по русскому языку в объеме программы, уровень развития речи, грамматический кругозор и, наконец, сообразительность и смекалку школьников. Олимпиада выявляет лучшего. Но каждый может попробовать в ней свои силы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Японское воспитание
Словом «икудзи» японцы обозначают воспитание детей и методы, которыми они пользуются для наставления отпрысков на путь истинный, в полной мере отражают то своеобразие культуры, под влиянием которой эти методы сложились. Современная японская культура уходит корнями в традиционную сельскую общину, в ...

Развитие грамматического строя речи в онтогенезе
Развитие грамматического строя речи в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева. Т.Н. Ушаковой, А.М. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина и др. Формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определённого уровня к ...

Материалы к электронному пособию для учителя
Далее рассмотрим планы к урокам по теме векторы. Также в них будут представлены слайды по теме и приведены примерные задания к урокам. Интегрирующие цели: Знать определение вектора, определения коллинеарных, сонаправленных и противоположно направленных векторов, равных векторов, определение и свойс ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru