Акмеолого-психологические подходы к разработке и использованию информационных технологий обучения

Образование и воспитание » Психолого-педагогические особенности использования информационных технологий обучения в вузе » Акмеолого-психологические подходы к разработке и использованию информационных технологий обучения

Страница 4

Достичь высокого уровня в учебной деятельности обучаемые смогут тогда, когда будут обладать технологиями самопознания, смогут интегрировать объективные и субъективные факторы достижения вершин с целью формирования профессиональной самостоятельности, самосознания (самоорганизованность, самообразование, самоконтроль) и профессиональной устойчивости.

Отсюда ясно, что цель образования на современном этапе заключается в развитии потенциальных возможностей личности в процессе самоактуализации и самовыражения.

Новые подходы к качественно измененному содержанию высшего образования, обеспечение продуманной, научно обоснованной системы дидактических, информационных и технических мероприятий помогают обучаемому полноценнее проявить себя на соответствующем этапе развития. Существенную роль здесь должны сыграть потенциально высокие дидактические возможности ИТО и акмеолого-педагогические подходы к решению задач компьютеризации обучения.

Особенности ИТО, как показывает анализ педагогической практики компьютерного обучения в вузах и экспериментальное обучение в рамках настоящего исследования, во многом способствуют развитию личности студента и расширению сферы проявления ее потенциальных возможностей. Вместе с тем, этот процесс сопровождается определенными трудностями, преодолеть которые сегодня можно только при серьезном учете акмеолого-психологических закономерностей формирования личности обучаемого в процессе информатизации образования.

Для исследования становления и функционирования личности в условиях ИТО в данной работе использовался методологический принцип единства потенциального и актуального в развитии профессионала, позволяющий учесть не только роль социальных условий в их реальном действии на личность, но и потенциальные характеристики самой личности.

Проблема потенциальных возможностей и их реализации в той или иной мере рассматривалась в работах С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе, Б.Г.Ананьева. Определяя иерархию качеств в данном контексте, необходимо обязательно устанавливать, какие из них являются незаменимыми у действительно настоящего профессионала в конкретной сфере, а какие могут быть без ущерба для деятельности замещены, скомпенсированы другими качествами.

Однако не все потенциальные возможности индивида могут быть реализованы на разных этапах его развития из-за отсутствия благоприятных условий (стимуляторов) или возможности ограниченного количества природных потенций обслуживать весьма разнообразные способности. Поэтому КомСО, входящие в состав ИТО, вполне могут выступать в виде качественно новых дидактических стимуляторов. Они создают условия для эффективного усвоения материала каждым обучаемым, увеличения познавательной емкости и продуктивности занятий, обеспечения положительной мотивации обучения, сокращения непроизводительных затрат времени при проведении занятий и формирования профессиональных качеств личности будущего специалиста.

В современных условиях развития ИТО нельзя не отметить и проблемы связанные с несовершенством КомСО, КОП, технологий их применения и другими условиями сегодняшнего дня: диалог "человек-машина", при использовании отдельных видов КомСО и поддерживающих их КОП, остается относительно скудным, примитивным, а это сужает поле творческой деятельности и активности обучаемых; происходит излишняя алгоритмизация их мыслительной деятельности; длительная работа за дисплеем приводит к негативным физиологическим последствиям (снижаются функции восприятия, переработки информации, концентрации внимания, возрастает утомляемость зрения).

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Совместная деятельность как средство развития ребенка
Поскольку, социальная среда средней школы предъявляет повышенные требования к личностным особенностям и способностям ребенка, а именно к наличию определенного уровня самостоятельности и произвольности, к наличию способности устанавливать взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми, к на ...

Онтогенез речи в условиях билингвизма
Термин "ранний детский билингвизм" используется для характеристики условий воспитания ребенка, находящегося с рождения в контакте с двумя языками и приобретающего во время своего развития одновременно две речевые системы. Еще в 1928 году Л.С. Выготский писал: "Вопрос о многоязычии в ...

Жизнь одаренных детей в школе, проблемы их социализации
Одаренным детям ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются "академически одаренные". Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых про ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru