Акмеолого-психологические подходы к разработке и использованию информационных технологий обучения

Образование и воспитание » Психолого-педагогические особенности использования информационных технологий обучения в вузе » Акмеолого-психологические подходы к разработке и использованию информационных технологий обучения

Страница 4

Достичь высокого уровня в учебной деятельности обучаемые смогут тогда, когда будут обладать технологиями самопознания, смогут интегрировать объективные и субъективные факторы достижения вершин с целью формирования профессиональной самостоятельности, самосознания (самоорганизованность, самообразование, самоконтроль) и профессиональной устойчивости.

Отсюда ясно, что цель образования на современном этапе заключается в развитии потенциальных возможностей личности в процессе самоактуализации и самовыражения.

Новые подходы к качественно измененному содержанию высшего образования, обеспечение продуманной, научно обоснованной системы дидактических, информационных и технических мероприятий помогают обучаемому полноценнее проявить себя на соответствующем этапе развития. Существенную роль здесь должны сыграть потенциально высокие дидактические возможности ИТО и акмеолого-педагогические подходы к решению задач компьютеризации обучения.

Особенности ИТО, как показывает анализ педагогической практики компьютерного обучения в вузах и экспериментальное обучение в рамках настоящего исследования, во многом способствуют развитию личности студента и расширению сферы проявления ее потенциальных возможностей. Вместе с тем, этот процесс сопровождается определенными трудностями, преодолеть которые сегодня можно только при серьезном учете акмеолого-психологических закономерностей формирования личности обучаемого в процессе информатизации образования.

Для исследования становления и функционирования личности в условиях ИТО в данной работе использовался методологический принцип единства потенциального и актуального в развитии профессионала, позволяющий учесть не только роль социальных условий в их реальном действии на личность, но и потенциальные характеристики самой личности.

Проблема потенциальных возможностей и их реализации в той или иной мере рассматривалась в работах С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе, Б.Г.Ананьева. Определяя иерархию качеств в данном контексте, необходимо обязательно устанавливать, какие из них являются незаменимыми у действительно настоящего профессионала в конкретной сфере, а какие могут быть без ущерба для деятельности замещены, скомпенсированы другими качествами.

Однако не все потенциальные возможности индивида могут быть реализованы на разных этапах его развития из-за отсутствия благоприятных условий (стимуляторов) или возможности ограниченного количества природных потенций обслуживать весьма разнообразные способности. Поэтому КомСО, входящие в состав ИТО, вполне могут выступать в виде качественно новых дидактических стимуляторов. Они создают условия для эффективного усвоения материала каждым обучаемым, увеличения познавательной емкости и продуктивности занятий, обеспечения положительной мотивации обучения, сокращения непроизводительных затрат времени при проведении занятий и формирования профессиональных качеств личности будущего специалиста.

В современных условиях развития ИТО нельзя не отметить и проблемы связанные с несовершенством КомСО, КОП, технологий их применения и другими условиями сегодняшнего дня: диалог "человек-машина", при использовании отдельных видов КомСО и поддерживающих их КОП, остается относительно скудным, примитивным, а это сужает поле творческой деятельности и активности обучаемых; происходит излишняя алгоритмизация их мыслительной деятельности; длительная работа за дисплеем приводит к негативным физиологическим последствиям (снижаются функции восприятия, переработки информации, концентрации внимания, возрастает утомляемость зрения).

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Уровень подготовки выпускника средней школы по информатике
По окончании школьного курса информатики выпускник должен (обязан) иметь следующие знания, умения, навыки для продолжения обучения и полноценной жизни в информационном обществе: Человек и информация Учащиеся должны знать: определение информации в соответствии с содержательным подходом и кибернетиче ...

Самооценка школьника и оценка ею родителями
Формирование самооценки может рассматриваться как результат усвоения ребенком особенностей отношения к нему родителей. Самоотношение ребенка до определенного периода является отражением отношения к нему взрослых, первым делом родителей. Вместе с тем по одному только характеру объективно сложившейся ...

Способы стимулирования познавательной активности подростков на уроках английского языка
При изучении новой лексики по теме можно применять такие игровые методы как кроссворд, составление истории по картинке. Например, игра «Word-search grid» . Дается сетка 14×14 клеток, в каждой клетке написана буква алфавита. Среди набора букв скрыты слова по теме «деньги». Учащимся необходимо ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru