Акмеолого-психологические подходы к разработке и использованию информационных технологий обучения

Образование и воспитание » Психолого-педагогические особенности использования информационных технологий обучения в вузе » Акмеолого-психологические подходы к разработке и использованию информационных технологий обучения

Страница 4

Достичь высокого уровня в учебной деятельности обучаемые смогут тогда, когда будут обладать технологиями самопознания, смогут интегрировать объективные и субъективные факторы достижения вершин с целью формирования профессиональной самостоятельности, самосознания (самоорганизованность, самообразование, самоконтроль) и профессиональной устойчивости.

Отсюда ясно, что цель образования на современном этапе заключается в развитии потенциальных возможностей личности в процессе самоактуализации и самовыражения.

Новые подходы к качественно измененному содержанию высшего образования, обеспечение продуманной, научно обоснованной системы дидактических, информационных и технических мероприятий помогают обучаемому полноценнее проявить себя на соответствующем этапе развития. Существенную роль здесь должны сыграть потенциально высокие дидактические возможности ИТО и акмеолого-педагогические подходы к решению задач компьютеризации обучения.

Особенности ИТО, как показывает анализ педагогической практики компьютерного обучения в вузах и экспериментальное обучение в рамках настоящего исследования, во многом способствуют развитию личности студента и расширению сферы проявления ее потенциальных возможностей. Вместе с тем, этот процесс сопровождается определенными трудностями, преодолеть которые сегодня можно только при серьезном учете акмеолого-психологических закономерностей формирования личности обучаемого в процессе информатизации образования.

Для исследования становления и функционирования личности в условиях ИТО в данной работе использовался методологический принцип единства потенциального и актуального в развитии профессионала, позволяющий учесть не только роль социальных условий в их реальном действии на личность, но и потенциальные характеристики самой личности.

Проблема потенциальных возможностей и их реализации в той или иной мере рассматривалась в работах С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе, Б.Г.Ананьева. Определяя иерархию качеств в данном контексте, необходимо обязательно устанавливать, какие из них являются незаменимыми у действительно настоящего профессионала в конкретной сфере, а какие могут быть без ущерба для деятельности замещены, скомпенсированы другими качествами.

Однако не все потенциальные возможности индивида могут быть реализованы на разных этапах его развития из-за отсутствия благоприятных условий (стимуляторов) или возможности ограниченного количества природных потенций обслуживать весьма разнообразные способности. Поэтому КомСО, входящие в состав ИТО, вполне могут выступать в виде качественно новых дидактических стимуляторов. Они создают условия для эффективного усвоения материала каждым обучаемым, увеличения познавательной емкости и продуктивности занятий, обеспечения положительной мотивации обучения, сокращения непроизводительных затрат времени при проведении занятий и формирования профессиональных качеств личности будущего специалиста.

В современных условиях развития ИТО нельзя не отметить и проблемы связанные с несовершенством КомСО, КОП, технологий их применения и другими условиями сегодняшнего дня: диалог "человек-машина", при использовании отдельных видов КомСО и поддерживающих их КОП, остается относительно скудным, примитивным, а это сужает поле творческой деятельности и активности обучаемых; происходит излишняя алгоритмизация их мыслительной деятельности; длительная работа за дисплеем приводит к негативным физиологическим последствиям (снижаются функции восприятия, переработки информации, концентрации внимания, возрастает утомляемость зрения).

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Методические особенности организации и проведения уроков информатики
Основными целями и задачами изучения учебного предмета "Информатика" являются: формирование представления об информатике как науке и ее роли в развитии общества; формирование компьютерной грамотности, основ информационной культуры; развитие логического и алгоритмического мышления; практич ...

Реализация принципа доступности
Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А.Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил д ...

Психо-физиологические и психологические особенности студентов и их учет при разработке и использовании информационных технологий обучения
Формирование специалиста в условиях информатизации образования опирается на исходные функциональные и психо-физиологические возможности обучаемого, активное использование им собственных интеллектуальных усилий. Проведенное в рамках настоящего исследования экспериментальное обучение, а также результ ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru