Методологические основы исследования аспектов формирования социально-профессиональной компетенции в учреждениях начального профессионального образования

Образование и воспитание » Формирование социально-профессиональной компетентности будущих специалистов через создание социального партнерства в учреждениях начального профессионального образования » Методологические основы исследования аспектов формирования социально-профессиональной компетенции в учреждениях начального профессионального образования

Страница 3

4. Методика «Дефференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Е.А. Климов) позволяет выявить склонность подростка к определенной профессиональной сфере. В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися своих возможностей в реализации задаваемых опросником умений (учебных творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии. Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации по требованиям, которые они предъявляют человеку, по условиям, средствам или предмету труда должны соотноситься с наиболее типичными представителями профессий пяти профессиональных сфер:

- Ч-З (Человек – знак)

- Ч-Т (Человек – техника)

- Ч-П (Человек – природа)

- Ч-Х.о. (Человек – художественный образ)

- Ч-Ч (Человек – человек).

Критериями сформированности социально-профессиональной компетентности, в соответствии с выделенными Нагимовой Н. И. структурными компонентами, мы определили:

- для ценностно-мотивационного компонента: содержание ценностных ориентаций, определяющих требования к себе, как субъекту межличностного взаимодействия и будущей профессиональной деятельности; осознание и понимание групповых ценностей; отношение к значимым аспектам коллективистских отношений в будущей профессиональной деятельности; сформированность у обучающихся осознанной мотивации к профессиональной деятельности;

- для познавательного компонента: знание приемов и правил общения и взаимодействия в группе и между собой; знание своих возможностей и способностей обеспечивающих эффективность общения и межличностного взаимодействия; сформированность системы общепрофессиональных, профессиональных и специальных представлений и знаний;

- для операционально-деятельностного компонента: сформированность приемов и способов общения; сформированность навыков межличностного взаимодействия; сформированность профессиональных приемов, способов, операций, действий; сформированность профессиональной самостоятельности.

С целью оценки успешности процесса формирования социально-профессиональной компетентности и определения уровня сформированности соответствующих компонентов Нагимовой Н. И. был разработан комплекс критериев и показателей. Пример критериев и показателей сформированности СПК будущего рабочего УНПО на высоком уровне представлен в табл.1.

Таблица 3

Критерии и показатели сформированности СПК будущего специалиста УНПО на высоком уровне

Уровень

Компоненты социально-профессиональной компетентности

Высокий

Критерии

сформированности

Показатели сформированности

Ценностно-мотивационный компонент

1.Ценностные

ориентации (ЦО).

- обучающийся производит ценностный выбор и определяет значимость социальных и профессиональных ценностей на основе собственных ценностных установок и профессионального идеала;

- в структуре ЦО преобладают ценности профессионального успеха и жизненной самореализации; обучающийся осознает и понимает значимость общечеловеческих ценностей (жизнь, истина, красота, добро).

2. Мотивация профес-

сиональной деятельности.

- обучающийся ориентирован на высокий результат в профессиональной деятельности;

- продуктивная мотивация с выраженным преобладанием мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к учению в УНПО.

3. Мотивы

самореализации.

- мотивы самореализации осуществляются на основе овладения высокими нормами и образцами профессионального мастерства; высокий уровень социально-психологической адаптированности;

- высокая мотивация достижения; уверенность в себе, проявление рефлексивно-оценочных способностей; ориентация на деловое сотрудничество; адекватность оценки собственных возможностей в профессиональной деятельности.

Познавательный компонент

1.Общепрофессиональ-ные, профессиональные и специальные знания профессиональной деятельности.

- знания ориентировочных основ профессиональной деятельности сформированы на основе творческой деятельности переноса;

- обучающийся проявляет готовность к самоуправляемому обучению.

2. Знания правил общения и взаимодействия в группе и между собой.

- обучающийся конструирует деятельность на основе понимания правил общения и взаимодействия;

-межличностные отношения инициируются обучающимся с ориентацией на деловое сотрудничество; демонстрируется готовность к саморефлексии в межличностном общении.

3. Профессиональное самосознание.

- обучающийся осознает необходимость дальнейшего социально-профессионального саморазвития;

- обучающийся проявляет готовность к определению пути своего дальнейшего социально-профессиональ- ного развития.

Операционально-деятельностный компонент

1. Приемы, способы и операции профессиональных действий.

- обучающийся владеет приемами, операциями, способами профессиональных действий переноса;

- обучающийся проявляет готовность выбора рациональных способов и средств осуществления профессиональной деятельности.

2. Приемы, способы, правила общения и межличностного взаимодействия.

- обучающийся владеет способами деятельностного общения; проявляет умения активно взаимодействовать и сотрудничать; берет ответственность за собственное понимание и поведение;

- развиты навыки самоорганизации и самоуправления.

3. Профессиональная самостоятельность.

- обучающийся демонстрирует самостоятельность в профессиональной деятельности, осуществляет самоконтроль деятельности;

- обучающийся берет ответственность за выполняемую работу в необычных и нестандартных ситуациях.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Анализ влияния оценки на эмоциональное состояние обучающихся
Для изучения влияния оценки на эмоциональное состояние школьников, было проведено тестирование среди учащихся 15–16 лет. Первый тест проводился по методике «диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения». В тестирование принимало участие 20 человек. Тест состоит из 30 пар про ...

Условия успешной организации рефлексивной деятельности на уроке в начальной школе
В настоящее время в современной школе компонентом содержания образования являются предметные знания, умения, навыки, выделенные по областям науки. В педагогике и в практике образования уже остро поставлен вопрос о необходимости сдвига от содержания общего образования, понимаемого как знание содержа ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
В зависимости от тяжести речевого дефекта различают три уровня речевого развития, выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы. Первый уровень характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения у детей с ОНР в том возрасте, когда у но ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru