Формы и виды внеклассной работы по русскому языку

В отличие от уроков внеклассная работа по рус­скому языку характеризуется многообразием форм и видов.

Выделяются следующие формы внеклассной ра­боты: по способу подачи языкового материала — устные и письменные; по частоте проведения — сис­тематические (постоянные) и эпизодические (разо­вые); по количеству участников — индивидуальные, групповые, массовые.

Каждая из указанных форм внеклассной работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

Во внеклассной работе по русскому языку преоб­ладают, особенно в младших классах, устные формы, что объясняется оперативностью устной речи и задачей развития в первую очередь устной речи.

К письменным формам внеклассной работы по рус­скому языку относятся стенная газета, листки рус­ского языка, стенды. Все они характеризуются мас­совостью: вывешенные на видном месте, они стано­вятся достоянием учащихся всей школы. Все остальные виды внеклассной работы по рус­скому языку проводятся в устной форме. По охвату учащихся они могут быть индивидуальными, груп­повыми и массовыми. К индивидуальным видам внеклассной работы от­носятся; заучивание наизусть стихотворений и про­заических отрывков, работа над ролью (при подго­товке инсценировок к утреннику), подбор языкового материала (эта работа выполняется преимущественно в письменной форме), чтение детских книг, сказок на русском языке и некоторые другие. Все эти виды индивидуальной работы являются по существу под­готовительным этапом к проведению групповых и. массовых внеклассных мероприятий.

К групповым относятся следующие виды работы: кружок русского языка, экскурсии (в библиотеку, на природу, на производство и т. д.), викторины и некоторые другие. Среди них наиболее приемлемым видом работы на начальном этапе обучения русскому языку является работа в кружке.

К массовым видам внеклассной работы относятся: утренники русского языка, праздники (например, праздник сказки, праздник детской книги, праздник поэзии), выставки (например, выставка детских книг, выставка лучших тетрадей, детских рисунков), кон­курсы (например, на лучшую тетрадь, на лучшую письменную работу, на лучшего чтеца), радиопереда­чи на русском языке, олимпиады, дни русского языка, кукольный театр и некоторые другие.

Одни из видов работы проводятся систематически, по особому расписанию, другие — эпизодически, один-два раза в год. Например, регулярно — один раз в две недели — проводятся занятия кружка русского языка; регулярно — раз в месяц — выпускаются лист­ки русского языка и стенная газета; ежедневно или один-два раза в неделю организуются передачи по школьному радио на русском языке. Такие массовые виды внеклассной работы, как утренник русского языка, праздник поэзии (или другие праздники), выставка лучших тетрадей, конкурсы, проводятся обычно эпизодически, один-два раза в год.

Все перечисленные и другие индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной работы по русскому языку тесно связаны между собой. При планировании внеклассной работы необходимо учитывать частоту проведения, а также методику под­готовки тех или иных видов мероприятий. Планировать работу следует так, чтобы она не создавала перегрузки учащихся и в то же время обеспечивала их равномерную, регулярную работу над овладением русским языком в течение всего периода обучения в школе.

Полезная информация:

Оценка условий социальной среды учреждения инернатного типа, влияющих на развитие у детей готовности к переходу в среднюю школу
Оценка условий социальной среды проводилась по факторам среды, способствующим формированию (созреванию) психологической готовности к переходу в среднее звено обучения, выделенным нами во второй главе настоящей работы. Наличие или отсутствие выделенных нами факторов в социальной сфере можно проверит ...

Традиционное исполнение холодного батика
Техника холодного батика отличается от горячего не только температурой резерва. Изменились и сам состав, и инструменты для его нанесения, и стиль росписи. Этот способ несколько ограничивает свободу художника. Так как все детали рисунка имеют контурную обводку холодным резервом и расписываются краск ...

Теоретический обзор проблемы развития творческого воображения
Под воображением понимают познавательный психический процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования и конструирования или любой другой деяте ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru