Экологическое воспитание и культура

Страница 8

При каждом наблюдении воспитатель вначале направляет внимание детей на определенное состояние животного и его поведение, а затем на сравнение с тем, каким его видели в прошлый раз. Вопросы предлагает того же характера, что и в первых наблюдениях. Полезно вести дневник наблюдения (в виде рисунков) и при каждом очередном наблюдении использовать рисунок предыдущего наблюдения для сравнения. В заключительном наблюдении детям предлагают вспомнить, каким был головастик, когда только появился из икринки, на что был похож, какие ноги (передние или задние) выросли первыми, когда головастик стал похож на лягушку. После каждого наблюдения отловленных животных следует выпускать в водоем.

Наблюдение с использованием раздаточного материала.

Организация такого наблюдения более сложная, чем наблюдение одного объекта. Здесь от воспитателя требуется умение распределить внимание, организовать действия всех детей, а они должны точно следовать указаниям воспитателя, слышать и слушать других, сравнивать и сопоставлять наблюдения других с собственными. Этот способ организации наблюдения имеет большое развивающее значение: все дети имеют возможность упражняться в разнообразных. обследовательских действиях, совершенствовать учебные умения, у них формируются более точные представления. По ходу наблюдения воспитатель задает детям вопросы, организует обследование предметов. Полученные представления сравниваются, и воспитатель подводит детей к умозаключению.

В качестве раздаточного материала могут быть использованы растения и их части: листья, плоды и семена, ветки, овощи и фрукты. Каждый ребенок, участвующий в наблюдении, получает набор материала на руки (такой же есть у воспитателя). Использование раздаточного материала в процессе наблюдения обеспечивает высокую активность всех детей.

Пример

Рассматривание листьев, плодов и семян деревьев и кустарников в период золотой осени (с детьми подготовительной к школе группы)

Цель. Упражнять детей в различении деревьев и кустарников по плодам (семенам) и листьям (3—4 дерева, 2 кустарника). Обобщать представления об осеннем расцвечивании деревьев и кустарников: у одних — листья только желтые (береза, липа), у других — красные и желтые (клен и др.). Закрепить умение сравнивать объекты по ярким признакам.

Организация наблюдения. К занятию необходимо подготовить таблицы с изображением знакомых детям деревьев (в зеленом наряде), конверты с листьями, коробочки с плодами и семенами для каждого из детей. На столе у воспитателя — коробки для листьев.

Ход наблюдения. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какая была погода, когда они ходили на экскурсию, рассказать о красоте парка (леса), о том, какие деревья они там видели. Затем вывешивает поочередно на подставку таблицы с изображением знакомых деревьев и кустарников. В каждом случае просит детей назвать дерево (куст), найти в конверте и коробочке листья, плод, семена, показать и отложить в сторону.

Далее воспитатель предлагает положить листья рядом, определить, чем они отличаются друг от друга. То же можно проделать с плодами и семенами. Если кто-либо из детей затрудняется в сравнении, он напоминает об использовании приемов обследования, соответствующими вопросами побуждает детей вспомнить, какие листья были на деревьях летом: «Какого они цвета сейчас? Какого цвета листья разных деревьев?» В заключение предлагает детям разложить листья по коробочкам, стоящим у него на столе. Дети выполняют задание поочередно.

Младшие группы. Первые наблюдения проводятся с небольшим количеством детей. Основная задача воспитателя — сформировать у них элементарные навыки, необходимые при наблюдении: более или менее длительно сосредоточивать внимание на наблюдаемом предмете, отвечать на поставленные вопросы, выделять яркие признаки (2—3). Малышей привлекает яркое, движущееся, поэтому первые наблюдения с детьми этого возраста лучше проводить за животными. Их движения, питание, издаваемые звуки вызывают непроизвольный интерес у маленьких детей.

При первом ознакомлении внимание детей приковано к непосредственному рассматриванию животного. Поэтому, руководя наблюдением, воспитатель различными приемами побуждает животное к движению (например, кладет пищу на некотором расстоянии), привлекает детей к кормлению, останавливает их внимание на том, как животное ест (хрустит, держит еду лапами), называет действия словами. Дети вслед за воспитателем повторяют слова. При последующих наблюдениях воспитатель ставит вопрос о том или другом действии животного, побуждая детей к использованию известных им слов. Например, щегол клюет зерна, и воспитатель спрашивает: «Что делает птичка? Что она клюет?» и т. д. При этом важно, чтобы вопрос совпадал с действием животного. Так постепенно дети учатся принимать конкретную задачу наблюдения, заключенную в вопросе.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Полезная информация:

Виды и формы контроля знаний в учебном процессе обучения психологии
Понятие контроля и его функции Контроль - это проверка качества усвоения учебного мате­риала, установление обратной связи между преподавателем и учащимися. Функции контроля: а) для учащихся - контроль обеспечивает качество усвоения знаний, дает возможность понять ошибки, неточности, вовремя их испр ...

Индивидуальные особенности памяти. Типы и особенности развития процессов памяти
В жизни можно наблюдать значительные индивидуальные различия в области памяти. У одних людей более продуктивно закрепляется образный материал (предметы, изображения, звуки, цвета и т. п.), у других – словесный материал (понятия, мысли, числа и т. п.), у третьих – не замечается явного преимущества в ...

Опыт формирования «информационной культуры личности» в библиотеках-медиатеках и образовательных учреждениях
Формирование информационной культуры в России получило развитие, прежде всего, как практическая деятельность библиотек и образовательных учреждений, осуществляемая в большей мере стихийно, методом проб и ошибок. Оно закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через частны ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru