Экологическое воспитание и культура

Страница 7

Рассматривание растения начинается с обозначения и выделения самого яркого, броского признака — будет ли это цветок или ярко расцвеченные листья, а иногда и необычный стебель. После этого определяют основные особенности внешнего строения растения: рассматривают по порядку величину, форму стебля (или ствола), листья, вновь цветки и т. д. Такая последовательность необходима потому, что внимание дошкольников еще недостаточно устойчиво, во многом непроизвольно. Однако в конце следует упорядочить представления, сложившиеся в ходе наблюдения. Используя различные приемы для подачи задания, воспитатель приучает детей к последовательному рассказу о наблюдаемом: величина, форма предмета, покров, цвет, периферийные части и их особенности, а при наблюдении животного — и его поведение. Такой порядок необходим особенно тогда, когда дети знакомятся с новым объектом.

При повторных наблюдениях, когда задачей является установление состояния растения или животного (например, рассматривание дерева с расцвеченными листьями осенью или цветущего весной, наблюдение за поведением воробьев, купающихся в весенней луже), можно начинать с решения основной задачи. Во всех случаях воспитатель, организуя наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем к выводам. Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Поэтому, проводя наблюдение, воспитатель всегда должен устанавливать возможные связи настоящего наблюдения с проводимыми ранее, учитывать последующую работу.

Организуя длительное наблюдение объектов природы, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда, когда изменения, скажем, в развитии животного выступят достаточно ярко. Воспитатель предлагает детям рассмотреть его, отметить признаки, сопоставить состояние его с тем, что наблюдали раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении. Иногда дети сразу замечают, что изменилось в животных, но и в этом случае воспитатель обращается к сравнению, для того чтобы отмеченные изменения были ясны для всех. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми. Этому поможет дневник наблюдения (он может быть разным: в виде рисунков, гербария, а в старших группах и как схематическое отражение изменений).

Пример

Наблюдение за развитием лягушки (с детьми подготовительной к школе группы)

Бурые травяные лягушки откладывают икру вскоре после того, как водоемы освободятся от льда и вода слегка прогреется. Комья лягушачьей икры плавают на поверхности воды. Сигналом того, что икрометание началось, является далеко раздающееся кваканье. В это время и следует провести целевую прогулку на водоем. Понаблюдав с детьми за поведением лягушек (обычно они во множестве собираются на водоеме), воспитатель специальным сачком отлавливает комочек икры. Транспортировать икру лучше в закрытой стеклянной банке. В уголке природы икру следует поместить в невысокую стеклянную банку с плавающими листьями растений или веточкой традесканции.

Рассматривая икринку, следует отметить цвет (более темный сверху и светлый снизу) и размер (с булавочную головку). Через 8—10 дней из икринок появятся головастики. К наблюдению за ними следует привлечь всех детей группы. Надо определить форму головастиков, отметить, как прикрепляется головастик к растению, обратить внимание на отсутствие рта (рот появится только через несколько дней). Детям можно дать задание— проследить, когда появится рот.

Следующее наблюдение целесообразно провести уже за плавающими головастиками. При этом можно заметить, что у них исчезли присоски. Дети увидят, как головастики челюстями скоблят поверхность листьев и стеблей растений. После этого устанавливают, что изменилось у головастика, как изменились его внешний вид, поведение.

Через 2—3 дня после наблюдения головастиков выпускают в водоем, так как дальнейшее содержание их в уголке природы довольно затруднительно — они требуют обильного корма. Последующие наблюдения проводятся во время целевых прогулок на водоем. Каждый раз воспитатель отлавливает 1—2 головастиков, помещает их в банку с водой с тем, чтобы можно было внимательно рассмотреть. Наблюдения проводят, когда у головастика исчезнут жабры (а сам он станет похож на шарик с хвостом), или когда появятся задние ножки, затем передние. Воспитатель обращает внимание детей на то, что при появлении ног у головастиков сильно уменьшается хвост. Интересно отловить маленького лягушонка с остатком хвоста и, пустив в небольшой тазик, рассмотреть.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Полезная информация:

Сравнительный анализ темы «Подобные треугольники» в различных учебниках по геометрии
В данной главе предлагается сравнительный анализ темы по следующим учебникам: Атанасян Л.С. Геометрия 7-9; Погорелов А.В. Геометрия 7-11; Александров А.Д. Геометрия 7-9; Бевз Г.П. Геометрия 7-11; Шарыгин И.Ф. Геометрия 7-9. Рассматриваемые учебные пособия, такие как Атанасяна Л.С. Погорелова А.В. ч ...

Использование личностно- ориентированного обучения на уроках химии
Когда ребенка оценивают по конкретному результату его действий (школьной отметке, экзамену и т.д.), он находится в постоянном стрессовом состоянии. Ребенок испытывает страх - "а вдруг не смогу?". Важно понять, что дети не делятся на "хороших" и "плохих". Все дети хорош ...

Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте
Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь. Учебной задачей проведения игр в первом классе в период обучения г ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru