Экологическое воспитание и культура

Страница 4

Соглашаясь с необходимостью пропорционального сочетания разных видов игр, мы придаем особое значение дидактическим играм, поскольку они наиболее активно развивают самостоятельность мышления. Дети, умеющие как думать, а не что думать, увереннее шагнут в ХХI век - в мир, который они "призваны изменить". Еще в первой половине прошлого столетия крупный педагог и общественный деятель в области дошкольного воспитания Е.И. Тихеева указывала на роль коллективных дидактических игр и считала, что в дошкольном возрасте, начиная с четырех - пяти лет, они должны преобладать.

В дидактической игре нас прежде всего привлекает то, что в ней, как в универсальной мини-лаборатории, дети не только получают определенный объем знаний, но и учатся владеть этими знаниями, "вооружаются навыками умственной работы". Согласитесь, что значение такой тренировки ума трудно переоценить.

В дидактических играх, предлагаемых нами, учебные познавательные задачи гармонично взаимосвязаны с игровыми. Содержанием игр стала "окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов".

Нами замечено, что благодаря стройной системе дидактических игр (игровой технологии) у детей активно формируются представления о предметном мире как основе для его творческого преобразования. Игровую технологию мы выстроили с учетом информационной, регуляторной и эмоциональной насыщенности содержания, особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, правил, действий.

Традиционным началом дидактических игр является постановка задачи через мотивацию. Именно мотивация определяет программу игровых действий. Каждой игре, а дидактической в особенности, как воздух всему живому, необходимы элементы поиска, таинственности, сюрпризности, счастливых находок, отгадывания, поощрительности. Вот почему в наших дидактических играх весело живут-поживают любимые ребячьи сказочные персонажи Петрушка, Незнайка, Карлсон, Красная Шапочка и др.

Дидактические игры представлены в определенной последовательности. При этом мы стремились стимулировать выбор более сложных заданий, вводили общественно-значимые мотивы. В процессе ознакомления с предметным миром нами условно выделены три группы дидактических игр, а именно:

- игры для решения задач информационного блока;

- игры для решения задач действенно-мыслительного блока;

- игры для решения задач блока преобразования предмета.

Для нашего исследования значима серия "игр-загадок, отгадок": "Найди заданный предмет", "Угадай - какой предмет загадан", "Что из какого предмета", "Знатоки" и т.д. Нами ставилась цель - научить детей умению выделять главные признаки предметов, которые характеризуют его как результат труда человека: форма, строение, материал, функция, назначение, его создание. При проведении "игр-загадок, отгадок", "игр-описаний" активность детей возрастала до 86%.

Раскрытию детям ретроспективного взгляда на предметное окружение успешно содействовала разработанная нами серия "игр-турне", "игр-путешествий": "Кто быстрее", "Мой веселый звонкий мяч", "Путешествие с Айболитом" и др. Ценнейшим результатом этих игр явилось возникновение у детей искреннего желания преобразовать предмет: они рисовали часы будущего, придумывали современный транспорт для Айболита.

Существенно раздвигаются границы творческой активности детей в играх-опытах, играх-экспериментах. Территория игры в условиях опыта, исследования, эксперимента содержит богатейшие залежи детской самостоятельности. Восприятие и усвоение представлений о предметном мире, овладение способами действий успешнее проходит с помощью алгоритмических игр. Результаты проведения алгоритмических игр свидетельствуют о новых возможностях дошкольников в области развития логического мышления, связанной речи, воображения, осознания мотивов деятельности людей.

Игры-преобразования представляют собой кульминационный момент в системе приобщения дошкольников к преобразованию предметов. Фейерверк выдумки, торжество воображения, восторг творчества - все это, как яркие искры из камня, высекает из детей игра-преобразование.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Понятие и сущность педагогического мастерства
В настоящее время в психолого-педагогической литературе понятие педагогического мастерства характеризуется множественностью и неоднозначностью его трактовок (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Петровский, Ю.П. Азаров, М.М. Кашапов, Ю.Н. Кулюткин, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, и др.). За каждой из ни ...

Диагностика уровня формировании культуры потребления подростками информации телевизионных СМИ
Эмпирическое исследование было начато нами в апреле 2009 года, когда в экспериментальной группе были проведены предварительные беседы о специфике взаимодействия зрителей с виртуальной реальностью телевизионных программ и проблеме социально-психологического воздействия телевизионных СМИ на сознание ...

Роль общения и взаимодействия со взрослыми для развития личности ребенка
М.И. Лисина проводила исследования, которые показали, что общение с взрослым создает оптимальные условия для развития личности ребенка, его произвольности, самосознания, личностных качеств, влияет на формирование внутреннего плана действий и сферы его эмоциональных переживаний, служит образцом пове ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru