Экологическое воспитание и культура

Страница 12

Открывает аквариум, спрашивает, какие рыбки живут в аквариуме. Обращает внимание детей на жаберные крышки у рыб — под ними жабры, которыми рыба дышит. Задает вопросы: «На что похож наш аквариум? Что на дне? Что в нем растет? Что налито? Кто еще, кроме рыб, живет в аквариуме?»

В беседе надо подвести детей к выводу, что аквариум как озеро или пруд, в нем все как в настоящем большом водоеме, в котором рыбы живут на свободе.

Можно спросить, кто еще живет в наших прудах, озерах; какие рыбы или другие животные. Вызвав таким образом интерес к новому объекту наблюдения, договориться об экскурсии на пруд или озеро.

Рассматривание картин, демонстрация кинофильмов и диафильмов.

К группе наглядных методов относятся рассматривание картин, демонстрация диапозитивов и кинофильмов. Использование этих методов помогает решать разнообразные задачи: уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие.

Рассматривание картин. Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений; например, с дикими зверями, животными южных и северных стран детей можно чаще всего познакомить лишь через картины.

При ознакомлении детей с природой используются дидактические сюжетные, предметные, а также художественные картины.

Дидактические сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. К таким картинам относятся серии «Четыре времени года», «Домашние животные», «Дикие звери», «Травянистые растения» и др. Они используются с различными дидактическими целями.

Предметные картины в младших группах используют для уточнения и конкретизации представлений, их закрепления. Так, после наблюдения за кошкой с котятами проводится рассматривание соответствующей картины. Воспитатель учит детей узнавать кошку с котятами на картине, видеть и называть некоторые характерные признаки животных (величину, цвет шерсти), части тела (глаза, уши, хвост, лапы), некоторые действия (спит, играет, лакает молоко и т.д.). Организуя рассматривание сюжетной картины, воспитатель использует детский опыт, близкий содержанию картины, задает, например, такие вопросы: «Кто нарисован на картине? Какого цвета шерстка у кошки? У котят? Какого цвета шерстка у кошки, которая живет в вашем доме? Чем заняты котята? Что делает серый котенок? Что делает котенок, который лежит возле кошки? Слышали ли вы, как ходят котята? Почему они ходят тихо, неслышно?»

В средней группе рассматривание картин направлено на расширение знаний ребят. Это даёт возможность вывести их за пределы непосредственного опыта, Рассматривание картин используют также для систематизации и обобщения знаний детей, в беседах, рассказах о природе.

В старших группах предметные картины используют и для формирования понятий. К занятию подбирают серию картин, организуют рассматривание и анализ каждой картины. Затем проводят сравнение серии картин по выделенному существенному признаку, направляя внимание на выделение общего и существенного в явлении. Например, для формирования понятия «осень» в подготовительной к школе группе следует отобрать 3 картины с изображением осенних явлений природы в разные периоды осени. Рассмотрев с детьми каждую картину, воспитатель обращает внимание на последовательное изменение погоды: «Расскажите, как менялась погода от начала к концу осени». Затем подводит детей к пониманию зависимости изменений в жизни растений от изменения погодных условий: «Что происходило с растениями от начала осени к ее концу? Почему произошли эти изменения?» Предлагает сравнить состояние растений, изображенных на картинах.

Далее, обращая внимание детей на изменения в жизни животных, педагог направляет их к установлению новых связей: «В какое время осени было больше насекомых? Почему? Когда улетают перелетные птицы? Почему они улетают?» И т. д.

В работе детского сада широко используются художественные картины: «Золотая осень», «Сирень» И. Левитана; «Грачи прилетели» А. Саврасова; «Зеленый шум» А. Рылова; «Маки» П. Кончаловского; «Березовая роща» А. Куинджи; «Зима» И. Шишкина; «Лес зимой» Л. Бродской; «Домашние животные» А. Пластова. В старшем дошкольном возрасте могут быть использованы для рассматривания, кроме пейзажных картин, и натюрморты.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Полезная информация:

Организация обучения в школе
Школа в Японии делится на три ступени: 1. Начальная школа (1-6 классы) - сёгакко, 2. Средняя школа (7-9 классы) - тюгакко, 3. Старшая школа (10-12 классы) - котогакко. Нумерация классов не сквозная, как в России, а внутренняя - "первый класс начальной школы", "второй класс средней шк ...

Учебная программа как носитель учебного содержания
Учебная программа – это нормативный документ, в котором отчёркивается базовый круг основных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приёмов обучения, спе ...

Значение сюжетного рисования в воспитании и развитии детей дошкольного возраста
Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления об окружающей действительности. Сюжетное рисование вводится не раннее чем в средней группе, причем в начале как изображение 2–3 предметов, расположенных рядом. Естественно, что детям должны быть известны приемы изображе ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru