Особенности использования дидактической игры и руководства ею в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Образование и воспитание » Проблема мыслительной и игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью » Особенности использования дидактической игры и руководства ею в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Страница 4

Правильное развитие целостного восприятия подготавлива-ет и некоторые стороны причинного мышления. Когда ребенок правильно представляет себе предмет с его частями, он легко может осознать причину, если нарушено это целое.

Важным оказывается влияние восприятия на решение словесных задач типа загадок.

Таким образом, путь от восприятия к мышлению оказывает влияние на ход развития наглядно-образного и элементов ло-гического мышления.

У детей с нормальным развитием наглядное мыш-ление возникает рано, в конце первого - начале второго года жизни, и совершенствуется в течение всей его жизни, участ-вуя во всей практической деятельности.

У детей с отклонениями в развитии наглядное мышление без коррекционного воздействия развивается очень медленно. Они слабо обобщают общественный опыт, плохо ори-ентируются в условиях практической задачи, а проблемные задачи вообще не в состоянии решить.

Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формиро-ванию у него умения решать не только доступные практичес-кие, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые за-дачи в наглядно-образном и даже в словесном плане.

Таким образом, важным в психическом развитии ребенка является форми-рование мышления. Именно в дошкольный период возни-кают не только основные формы наглядного мышления - на-глядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления - способность к переносу одно-го свойства предмета на другие (первые виды обобщения), при-чинное мышление, способность к анализу, синтезу и др.

Правильная и своевременная организация работы по формированию всех видов мышления для проблемного ребенка приобретает особое значение.

В играх, способствующих формированию мышления, вы-деляются два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому мышлению.

Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для проблемного ребенка эмоциональная сторона организации иг-ры - важное условие. Дефектолог своим поведением, эмоциональ-ным настроем должен вызывать у него положительное отноше-ние к игре.

Необходима доброжелательность взрослого, благодаря кото-рой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного ре-зультата.

Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организу-ет обучение детей, а с другой - выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполне-нием правил.

Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательно-сти в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следую-щие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Страницы: 1 2 3 4 

Полезная информация:

Индивидуальные особенности памяти. Типы и особенности развития процессов памяти
В жизни можно наблюдать значительные индивидуальные различия в области памяти. У одних людей более продуктивно закрепляется образный материал (предметы, изображения, звуки, цвета и т. п.), у других – словесный материал (понятия, мысли, числа и т. п.), у третьих – не замечается явного преимущества в ...

Инструменты, приспособления и инвентарь используемый для изготовления модели шатла в школьных мастерских
Программы и методические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя, они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных классах. Однако это в определенной мере ограничивает развитие трудового обучения, которое полност ...

Развитие грамматического строя речи в норме у дошкольников
Анализ психологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа. На первом этапе ребенок еще не поним ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru