Роль внеклассной работы в развитии творческих способностей подростков

Образование и воспитание » Развитие творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы » Роль внеклассной работы в развитии творческих способностей подростков

Страница 3

Трагедия современной школы в том, что вместе с прежними детскими организациями из нее ушла деятельность. И здесь пока зияет пустота.

Принцип деятельностного подхода - один из важнейших в процессе обучения. Его суть в том, что только в деятельности развивается человек, в деятельности познает себя и окружающий мир, обретает жизненный опыт и нравственные ценности. В деятельности он учится защищаться и отстаивать свое человеческое достоинство, утверждает и реализует себя в обществе, учится чувствовать, переживать, радоваться жизни.

В школе должны быть представлены все виды деятельности, а не только учебная, в которой не все дети могут быть одинаково успешны, но и спорт, физический труд и ремесла, художественное и техническое творчество, свободное общение. Каждый ученик должен знать: в школьных мастерских и секциях есть для него место, его ждут, он там нужен. Пробуя себя, познавая, школьник может выбирать занятия по душе, по способностям.

При этом важно, чтобы детскими объединениями руководили не любители (с целью "подработать"), а профессионалы. Их задача - не развлечь ученика, а найти, открыть в нем талант, показать ему, чего он стоит.

Рассмотрение подходов к проблеме развития способностей, творческих способностей подростков позволил выделить важные положения.

Сущность способностей не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но понятия знаний, умений, навыков и способностей взаимно обусловлены: с одной стороны способности являются предпосылкой овладения знаниями и умениями, а с другой – в процессе овладения умениями и знаниями происходит развития способностей.

Главными показателями, которые позволяют судить об уровне развития способностей, являются лёгкость усвоения новой деятельности, а так же широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую.

Развитие способностей совершается по возрастающей, или, как говорил Рубинштейн С.Л., «по спирали»: сначала возможности реализуются, при этом возможности представляют способности одного уровня, в результате чего открываются возможности для дальнейшего развития, т.е. для развития способностей более высокого уровня.

Способности разделяются на общие и специальные. В современной отечественной психологии способности выделяют с точки зрения психофизиологической функциональности, выделяя умственные, моторные, мнемические, речевые и творческие.

Творческие способности относятся к группе разделяемой на учебные и собственно творческие способности. При этом под творческими способностями разумеются такие, которые определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений. Иными словами творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности.

Уровень развития творческих способностей необходимо определять общими критериями направленности на творчество, чувством новизны, критичности и гибкости мышления (способность преобразовать структуру объекта, способность к преодолению функциональной фиксированности).

Доминанта развития личности подростка определяет особую успешность развития таких творческих способностей как зоркость в поисках проблем и гибкость мышления, способности к переносу опыта, сближения понятий, творческого воображения.

Особенности становления и развития новообразований этого возраста определяют особенности процесса творческой деятельности подростка – её направленность, эффективность, продуктивность, и отношение к своему творчеству самого ученика. Возникновение этих новообразований дают возможность повысить эффективность развития критичности сознания подростка.

Типом ведущей деятельности в данном возрасте является интимно - личностное общение, что определяет характер индивидуального творчества подростка, направленность творчества на результат.

Из противоречий, возникающих в этом возрасте с типом ведущей деятельности и влияющих на развитие творческих способностей, выделяют стремление подростков к социальной мимикрии, и в то же время желание выделится в группе сверстников. Последствия этого противоречия снижают эффективность организации педагогом творческой деятельности учащихся.

Педагогическое мастерство учителя и его общечеловеческие качества будут основными помощниками в снижении дестабилизирующего развитие творческих способностей эффекта данного противоречия.

Важным условием для развития творческих способностей является развитие именно творческой деятельности, а не обучение только техническим навыкам и умениям. Для преодоления этого необходимо развивать обусловленное возрастными особенностями развития личности подростка стремление к общению со сверстниками, направляя его на стремление к общению через результаты творчества.

Страницы: 1 2 3 

Полезная информация:

Развитие института отцовства
Отцовство – отношение к ребёнку, основанное на факте его происхождения от данного мужчины и выражающееся в заботе о его жизни, здоровье, воспитании и образовании. С биологической точки зрения вклад отца в появление ребёнка ограничивается моментом зачатия, а выхаживание, воспитание младенца осуществ ...

Реализация принципа связи теории с практикой
Реализация этого принципа должна идти путем формирования у учащихся понимания того, что практика выступает как источник познания и абстрактного мышления и в то же время как критерий истинности получаемых результатов. Творческое соблюдение следующих дидактических правил позволит на практике реализов ...

Основные типы технологий в учебных заведениях нового типа
В качестве первого фактора (интегрированной характеристики) университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть два важных аспекта. Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает пр ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru