Роль внеклассной работы в развитии творческих способностей подростков

Образование и воспитание » Развитие творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы » Роль внеклассной работы в развитии творческих способностей подростков

Страница 2

Творческая деятельность - предполагает развитие склонностей, интереса детей, раскрытие их творческого потенциала. Творческая деятельность отражается в таких формах, как концерты, конкурсы песни, чтецов, рисунков, театр, дизайн - клуб.

Содержание внеклассной работы не во всех школах одинаковое, на него оказывает влияние следующие факторы:

1) традиции и особенности школы;

2)особенности возраста, класса, индивидуальности детей;

3)особенности самого учителя, интересы, склонности, установки.

Рерих Н. отмечал, что одно из самых главных заблуждений человечества - отрыв духовного от материального духовность вообще - это связь со всеобщим, с внутренним и внешним миром человека. Одна из основных частей духовности - познание себя, раскрытие своих способностей, самосовершенствование.

В школе учащиеся проводят десять лет своей жизни, и жаль, если это время теряется просто так. Ведь за такой период можно познакомиться не только со знаниями, добытыми людьми, но, и это - главное, познать самого себя, определить свои склонности, возможности и способности, чтобы найти им наилучшее применение в дальнейшем. "Самое трудное - познать самого себя" - доносится до нас голос Фалеса из Милета через 2,5 тысячи лет, а в начале нашей эры римский философ Сенека указывал путь самопознания: "Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле". Каждый человек обладает какими-то способностями и каждый учащийся в школе должен иметь свой шанс для того, чтобы изучать себя, свои способности: и тот, кто склонен к логическому мышлению, и тот, у кого умелые, чуткие руки, и тот, кто обладает чувством прекрасного и склонен к занятиям искусством. Однако жесткие рамки учебного времени существенно ограничивают инициативу и учащихся, и учителя. Широкие возможности для реализации своих способностей как для учащихся так и для учителей дает внеклассная работа. При ее организации ведущими должны быть принципы свободы выбора учащимися занятий по интересам и обеспечения возможности развития творческих способностей каждому.

Внеклассная работа, с одной стороны, оказывает влияние на ученика: приучает его к самостоятельности, вносит элементы исследовательской, творческой деятельности. С другой стороны, опыт проведения внеклассной работы показывает, что она полезна и для учителя: помогает лучше узнать индивидуальные способности учащихся, выявить среди них наиболее одаренных, проявляющих интерес к определенной области знаний, направлять развитие этого интереса. Внеклассная работа развивает организаторские способности учителя, заставляет быть в курсе последних достижений в науке, дает возможность проявления творческой инициативы. Кроме того, многие формы организации внеклассной работы переносятся на урочные занятия. Следовательно, внеклассная работа дает возможность творческого роста не только для ученика, но и для учителя, позволяет разнообразить и обогатить формы организации и проведения учебного процесса.

Организация внеклассных занятий должна осуществляться с учетом рационального использования времени учащихся и учителей. При планировании внеклассной работы полезно придерживаться принципа: лучше меньше, но высокого качества. Многие учащиеся хотят попробовать свои силы в различных областях и посещают различные кружки, секции, факультативы и т.д. Необходима координация работы всех направлений внеклассной работы. Образование на рубеже третьего тысячелетия все больше обеспечивается технологиями обучения. Главное - освоить как можно больший объем разнообразных знаний, умений и навыков. Многие учителя-предметники ориентированы на получение определенных результатов по своим предметам. Этим и объясняется их стремление расширить учебный материал своей дисциплины за счет новых информационных блоков. А вот вопроса о назначении своей дисциплины в школе они не ставят.

Различные культурные способы и техники мышления, понимания, деятельности, введенные в систему образования, и являются предметом освоения подрастающих поколений и должны составлять содержание образования. Цели и задачи современной школы определяет так называемая предметно-содержательная ориентация. Формируется человек с односторонним развитием - рационально-интеллектуальным, который обладает мышлением, но является бесформенным в духовном и душевно-чувственном плане. Обучение по своей сути безобразное, то есть не создающее в человеке образа творца своей судьбы, субъекта природы и общества.

Нравственное самоопределение личности возможно только в пространстве культуры, при условии "открытости" духовного опыта. Человек лепит "себя из себя", из культуры, истории, родной природы. Понятие духовности, применявшееся в основном в религиозной и философской антропологии, обозначает самостоятельную субстанцию, ответственную за творчество, волевую и интеллектуальную активность человека.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru