Информатизация общества и образования. Информационные системы в образовании

Страница 3

Экспертные ИС обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний.

В связи с использованием ИС говорят о трех аспектах рассмотрения информации.

Прагматический аспект связан с возможностью достижения поставленной цели с использованием получаемой информации. Этот аспект информации влияет на поведение потребителя. Если информация была эффективной, то поведение потребителя меняется в желаемом направлении, т.е. информация имеет прагматическое содержание. Таким образом, этот аспект характеризует поведенческую сторону проблемы.

Семантический аспект позволяет оценить смысл передаваемой информации и определяется семантическими связями между словами или другими смысловыми элементами языка.

Синтаксический аспект информации связан со способом ее представления. В зависимости от реального процесса, в котором участвует информация (осуществляется ее сбор, передача, преобразование, отражение, представление, ввод или вывод), она представляется в виде специальных знаков, символов.

Идея гармонизации взаимодействия современного человека со своим природным, рукотворным, социальным и психоантропологическим окружением.

В реализации этого подхода для созданий высокотехнологичных образовательных средств, его теоретики выделяют серию принципов:

Принцип управляемости подразумевает четкую организацию, технологичность и подконтрольность процесса создания высокотехнологической образовательной среды, который расчленяется на ряд последовательных действий по проектированию, экспертизе, производству, распространению информации, внедрению и (в случае необходимости) коррекции ее отдельных компонентов и способов их комплектования.

Принцип реалистичности обеспечивает на уровне методологии процессы регуляции способов взаимодействия человека с образовательной средой в сфере автономности личностного развития, самоконтроля и самореализации. Проектируемая образовательная среда должна предусматривать возможности для такого рода индивидуально-личностных проявлений. Учебная техника направляется здесь не столько на обеспечение способов простой трансляции знаний, сколько на создание условий для самостоятельной работы субъекта образовательного процесса.

Принцип открытости проекта определяет взаимодействие человека со средой обитания в связи с его зависимостью от индивида и обустройства межличностных отношений. Открытость понимается и как принципиальная незавершенность проекта, оставляющая простор для до — и (или) переоформления предлагаемых образцов комплектования высокотехнологической образовательной среды ее пользователями субъектами образовательного проекта.

Принцип культуросообразности предполагает насыщенность высокотехнологической образовательной среды культурным содержанием, которое в прямом или опосредованном виде отражается в каждом из способов его комплектования.

Принцип мультикультурности трактуется нами двояко: как возможность технической экспозиции многообразных образцов функциональной культуры, повседневности в ее когнитивных, рукотворных, экологических и информационных проявлениях и как корреляцию субкультурных контекстов и возможность опоры на эмпирический социокультурный опыт учащихся В этом отношении обладающие качеством мультикультурности технико-технологические компоненты образовательной среды должны предусматривать возможности использования различных сенсорных каналов получения информации, поддержки средствами учебной техники индивидуальных познавательных и коммуникативных стратегий.

Принцип продуктивности предопределяет направленность средств учебной техники в составе образовательной среды на использование современных психолого-педагогических и компьютерных технологий, обеспечивающих конструирование субъектами педагогического процесса материальных артефактов, культурной реальности, личности, поступка, социума. Продуктивность подразумевает здесь полноценность участия обучающихся во всех жизненных процессах, интеграцию процессов овладения и применения знаний во всех сферах жизнедеятельности.

Два дополнительных принципа, конституирующих практику создания высокотехнологической образовательной среды: принцип модельности и динамичности определяет целесообразность оформления технико-технологических компонентов образовательной среды (ведущих ее составляющих) в соответствии с познавательными эталонами и культурными стереотипами, сложившимися в естественном социокультурном сообществе.

Итак, вернемся к информатизации образования, где необходимо выделить следующие аспекты:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Различные подходы к классификации периодов жизни человека в истории педагогики
Что же скрывается за всеми этими словами – «младенчество», «детство», «подростковый период»? Что общего и различного в подходах к классификации периодов человеческой жизни? Попытаемся разобраться в этой проблеме. Возрастная периодизация - это важная проблема современной детской психологии и педагог ...

Основные методы, виды и структура дидактической игры
В современной дидактике существуют различные подходы и варианты классификаций методов обучения. Одной из таких классификаций является распространенная классификация методов обучения по источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические методы). Различают общую и частную дидактики. Обща ...

Принцип наглядности
Требует, чтобы обучение осуществлялось с опорой на чувственный опыт детей. Я. А Каменский сформиро­вал «золотое привило дидактики»: «Все, что только можно, пред­ставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для вос­приятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, под­лежащее вкусу - ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru