- целостность - обеспечение единства когнитивного, эмоционального и личностного развития педагога дополнительного образования;
- реалистичность - направленность обучения на достижение возможных реальных результатов, адекватных запросам педагога;
- адаптированность - приспособляемость процесса повышения профессионализма к особенностям дополнительного образования и личностным качествам педагога;
- осознанность - организация обучения на основе самомотивации, самокоррекции педагогов.
Работа с педагогическими кадрами нами была организована в ходе формирующего эксперимента таким образом, что педагог дополнительного образования ощущал себя не объектом специально организованных действий администрации Центра эстетического воспитания детей, а субъектом процесса роста собственного профессионального уровня.
На основе полученных результатов проведенного исследования уровня готовности и профессионально-значимых качеств были определены направления деятельности научно-методической службу ЦЭВД по подготовке педагогов к владению воспитательными технологиями развития социальной активности детей:
выявление уровня подготовленности педагога к владению воспитательными технологиями ( адаптированные методики В.А.Андреева, О.Е. Гришиной, А.В. Лизинского, А.Э. Симановского);
на основании результатов диагностики определение образовательного маршрута педагога дополнительного образования в системе непрервыного образования ( самообразование, групповые формы занятий, аттестационные и проблемные курсы при ЦЭВД, ООИПКРО, ОГПУ, стажерские площадки, методические объединения, педагогические советы, открытые занятия);
взаимопосещения занятий педагогами с целью изучения и обобщения значимого опыта владения воспитательными технологиям по развитию социальной активности детей;
анализ динамики уровня владения воспитательными технологиями организации и проведения субъектно-ориентированных форм воспитывающих видов деятельности;
коррекция образовательного маршрута педагога дополнительного образования в системе непрерывного образования.
В ходе опытно-экспериментальной работы нами были выявлены и апробированы показатели и критерии подготовленности педагога дополнительного образования к владению воспитательными технологиями развития социальной активности детей (Таблица 7).
Таблица 7
Показатели и критерии подготовленности педагога к владению воспитательными технологиями
№ п/п |
Критерии |
Характеристика уровней | ||||||||
низкий |
средний |
высокий | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||||||
1 |
Владение основами теории воспитания детей |
Имеет общее представление о современных психолого-педагогических концепциях, возрастных особенностях детей |
Ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях, но редко учитывает возрастные особенности детей |
Владеет основами современной психолого-педагогической концепции воспитания, использует их как основу в работе с детьми | ||||||
2 |
Умение осуществлять целеполагание и проектирование содержания воспитания |
План представляет собой набор мероприятий без учета интересов и особенностей детей. |
Содержание воспитания программы составлено с учетом воспитательных задач и опирается на интересы детей |
Содержание воспитания программы четкое и конкретное, с учетом уровня социальной активности детей | ||||||
3 |
Владение методами и формами воспитательной деятельности |
Имеет общие представления о воспитательной работе, формах и методах воспитания. |
Знает нормативные документы, эпизодически работает с методическими журналами. |
Глубокие, разносторонние знания, свободно ориентируется в –методической литературе по проблемам воспитания в нормативных документах | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||||||
4 |
Владение методикой диагностики уровня социальной активности детей |
Имеет слабое представление о методах педагогической и психолого-педагогической диагностики |
Имеет полное представление о методах педагогической и психолого-педагогической диагностики . но применяет не систематически |
Содержание воспитания проектирует и осуществляет на основе систематического применения метод педагогической и психолого-педагогической диагностики | ||||||
5 |
Умение осуществлять анализ воспитательной деятельности |
Имеет общее представление о методике проведения анализа воспитательной деятельности |
Владеет методикой анализа воспитательной деятельности, анализ осуществляет не систематически |
Коррекцию содержания воспитания осуществляет на основе анализа воспитательной деятельности | ||||||
Полезная информация:
Традиционный и проектный подход к обучению
Традиционный метод обучения, практикуемый в большинстве школ во всем мире, отличается тем, что в центре учебного процесса находится преподаватель. Обучение, ориентированное на преподавателя может быть эффективным в тех случаях, когда: - идет процесс передачи информации, которую учащимся сложно найт ...
Использование различных видов игр в условиях семьи с целью укрепления
здоровья детей
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В процессе игры развиваются духовные и физиче ...
Проблемное обучение
В качестве основы проблемного обучения предлагается следующая система дидактических принципов: научности и систематичности обучения; активности и самостоятельности учащихся в обучении; единства образования, воспитания и развития; связи теории с практикой; проблемности; мотивации учения и труда; тру ...