Организационно-педагогическое обеспечение было направлено на решение ряда задач, среди которых:
- создание условий для раскрытия и реализации творческого потенциала каждого школьника средствами внеучебной деятельности;
- расширение диапазона общих и профессионально ориентирующих знаний школьников;
- приобщение школьников к мировой и отечественной культуре,
- формирование положительной мотивации профессионального самоопределения;
- обогащение опыта школьников в доступной практико ориентированной деятельности;
- стимулирование потребности в самообразовании, самопознании и самореализации, способствующих профессиональному самоопределению.
В соответствии с поставленными задачами процесс конструирования и обновления внеучебной деятельности ЦЭВД нами строился с учетом принципиально-значимых идей, выступающих как смыслообразующее руководство для педагогов дополнительного образования: целенаправленности, субъектности, конкретности и импровизированности.
Идея целенаправленности выступала как исходное требование к любому виду внеучебной деятельности. Это отражение закона осуществления практической деятельности как реально-достигаемой цели. Педагогическая цель воспитания социальной активности воспитанников выступала как системообразующий фактор, от нее зависело проектирование содержания и способ взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитанников.
В работе педагогов ЦЭВД это означало:
- целенаправленное воспитание личности осуществлялось в результате максимальной открытости педагогического процесса, использующего все резервы социально-приближенной среды;
- целенаправленно отбиралось содержание деятельности, дающее возможность целевого накопления опыта в определенной сфере социальной деятельности (ученик, гражданин, труженик, семьянин и др.);
- целенаправленное методическое оснащение методической деятельности как пространства для «выхода» в социум: информационно-познавательное, эмоционально и практико-ориентированное.
- целенаправленная диагностика, анализ проводимых дел и занятий с позиции их значимости для активизации воспитания школьников.
Идея субъектности означала постоянное внимание к тому, что центральной фигурой воспитания личности являлся сам ребенок, который осуществлял его в соответствии с личными интересами, склонностями и способностями, согласованными с требованиями общества.
Реализация этой идеи педагогами ЦЭВД значило:
- обеспечение суверенитета человека в деятельности, цели которой поставлены и осуществляются им самим;
- укрепление личности как множественности форм существования: человек- субъект, деятель, отраженный субъект, «Я»;
- внимательное изучение отношения школьника к личностному самоопределению, систематическая диагностика уровня воспитанности;
- подкрепление адекватной самооценки и оценки личностных возможностей, способностей функционирования в определенном виде практической деятельности, в групповых или индивидуальных видах работы.
Идея конкретности заключалась в изменении вектора направленности образования и воспитания не от знаний к практике, а от опыта, стимулирующего потребность познать больше в этом направлении, осуществить познание «глубь» деятельности. Контекст (термин А.А. Вербицкого) - это реальная социально-психологическая ситуация, в которой находится школьник в момент получения дополнительного образования, внеучебной деятельности и которая предусматривает параметр будущего, а не только прошлого знания и наличного опыта.
Полезная информация:
Компьютерные технологии
Процесс обучения английскому языку является сложной, постоянно развивающейся системой. Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. На данный момент существует огромный выбор мультимедиа продуктов, Интернет-страничек, содержащи ...
Теория человеческой мотивации Абрахама Харольда Маслоу
Абрахам Харальд Маслоу родился 1 апреля 1908г в Нью-Йорке, был сыном необразованных родителей-евреев, эмигрировавших из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование. Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон, чтобы угодить отцу. Две нед ...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в норме
Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. Главным новообразованием становиться новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Особенности эмоционального развития: · ребенок ос ...