Полученные данные подтверждают, что в коллективной творческой деятельности имеется значительный потенциал для воспитания социальной активности.
Деятельность детей в условиях учреждения дополнительного образования осуществляется на уровнях, отражающих степень социальной активности в разнообразных видах предметно-практической деятельности: досуговый, репродуктивный, творческий, исследовательский. В ходе формирующего эксперимента в практике воспитательной деятельности педагогов нами выявлено несколько уровней социальной активности детей по направлениям самореализации в условиях учреждения дополнительного образования: познание, творчество, досуг (Таблица 4). Использован комплекс методов: моделирование воспитательных ситуаций, наблюдение, анкетирование, интервью, сочинения, групповые и индивидуальные собеседования, анализ значимых ситуаций, метод оценок и самооценок.
Таблица 4
Уровни социальной активности детей в УДО
Уров-ни |
Педагогические задачи |
Самореализация детей | |||
Познание |
Творчество |
Досуг | |||
Досу- говый уро-вень |
Организовать досуг, развлечение; -создать мотивацию выбора детского творческого объединения; |
Иформированность детей об учреждении дополнительного образования, о разнообразных видах деятельности, о достижениях сверстников. |
на основе самопознания выбор интересующего вида деятельности, определение образовательного маршрута, траектории самовоспитания. |
дни открытых дверей, игры, конкурсы, экскурсии, выставки, фестивали, клубы по интересам | |
Ре-про-дуктивный уро-вень |
Увлечь ребенка; -закрепить и развить мотивацию; педагогическая поддержка ребенка в период адаптации к новому детскому коллективу. |
Овладение специальным знаниям и навыкам по профилю избранной деятельности на репродуктивном уровне; |
На основе самопознания развитие умений и навыков изготовления продукта «по образцу» |
Пассивное потребление культурных ценностей (знаний, опыта и т.д.) | |
Твор-ческий уро- вень |
Изменить мотивацию на содержательную, внутреннюю: формирование потребностей в приобретении знаний. |
Умение получать знания самостоятельно; развитие познавательных, эвристических способностей. |
Участие в коллективной творческой деятельности, поиск средств для выполнения дел, поручений |
Активное участие в коллективных творческих делах | |
Иссле- дова-тель-ский уро-вень |
Повысить уровень внутренней мотивации; создать условия для реализации творческого потенциала. |
Самостоятельное порождение знаний; творческое мышление. |
Потребность сделать свое, реализация творческого потенциала ребенка вне кружка (объединения). |
Творческий коллектив: общественные цели с дальнейшей перспективой; подготовленность, организационное единство. | |
Полезная информация:
Развитие моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Задачи коррекционных занятий: 1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. 2. Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для неё специальное время. 3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру. 4. Учит ...
Сущность и содержание понятия «профессиональное самоопределение личности»
Проблема профессионального самоопределения долгое время не рассматривалась и не изучалась (как самостоятельное направление): в течение долгого времени решались вопросы профориентации учащихся, т.е. проблема выбора профессии и места в трудовой сфере с ориентацией на соц. заказ общества, профессионал ...
Особенности организации среды жизнедеятельности в учреждениях
интернатного типа
Учреждение интернатного типа (детский дом) – это особая жизненная среда, в которой растет и развивается ребенок. Эта среда имеет ряд специфических особенностей, которые, так или иначе, оказывают влияние на развитие личности ребенка. В ходе проведенного теоретического исследования условий учреждений ...