Следование этой идее требовало от педагога:
- трактовки любой ситуации жизнедеятельности школьника как педагогического средства для тренировки в способах ориентации и проблеме, которая создается естественным ходом событий;
- моделирование целостного предметного содержания деятельности по возможности часто приближенного к профессиональной, но созданных совместно с воспитанниками и в виде игровых, обучающих, имитационных, досуговых форм;
- вовлечение школьников в полный цикл жизнедеятельности с тем, чтобы самоопределяющийся человек четко осознавал этапы этого цикла, вкючающие анализ ситуации, целеполагание, планирование, реализацию и рефлексию, и мог в дальнейшем самостоятельно без руководства из вне использовать эти практические знания жизни.
Идея импровизированности предполагала уникальное и ценное для деятельности внешкольных объединений состояния поиска и создания без предварительной подготовки чего-то неожиданного, непредвиденного, реализации внезапного творческого импульса - непосредственнного и свободного. Импровизация как «первотворчество» - это попытка извлечь самоопределение в хаосе впечатлений и эмоций, которая обнаруживается в любом виде внеучебной деятельности. Это отход от шаблона, показатель творчества, способность к развитию, к новым комбинациям.
Применение этой идеи требовало от педагога следующих качеств: постоянного творчества, основанного на интерпретации, эрудиции, интуитивного поиска и опыта органично действовать в создавшихся обстоятельствах, в свете актуальной на данный момент установки педагога и ощущения школьника.
В ходе формирующего эксперимента нами было проведено исследование динамики отношения детей к значимости качеств личности подростка, проявляющиеся в различных жизненных ситуациях. Нами было проведено анкетирование 50 воспитанников старшего школьного возраста, занимающихся в научно-исследовательском направлении «Малая Академия наук» (Таблица 6).
Таблица 6
Динамика ранжирования воспитанниками качеств личности
Начало ОЭР |
Социально-значимые качества личности |
Завершение ОЭР |
5 6 1 2 7 8 10 9 3 4 |
1.Доброта 2.Человечность 3.Честность 4.Справедливость 5.Трудолюбие 6.Ответственность 7.Порядочность 8.Достинство 9.Вежливость 10.Отзывчивость |
3 5 2 1 4 6 7 8 9 10 |
Данные этого исследования показывают, что для подростков старшего школьного возраста приоритетными социально-значимыми качествами личности являются честность, справедливость, доброта.
Применение субъектно-ориентированных форм и видов воспитания в ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялось на основе внедрения воспитательных технологий: технологии коллективного творческого дела, игровых технологий (имитационные игры, опреационные игры, ролевые игры), интеллектуальные, социальные.
Полезная информация:
Характеристика основных форм поощрения и наказания школьников
Рассмотренная классификация видов поощрения и наказания во многом условна и не отражает всего богатства практических возможностей использования этих методов стимулирования. Назначение этой классификации - помочь разобраться в многообразии реальных жизненных ситуаций поощрения и наказания. Вместе с ...
Совместная деятельность как средство развития ребенка
Поскольку, социальная среда средней школы предъявляет повышенные требования к личностным особенностям и способностям ребенка, а именно к наличию определенного уровня самостоятельности и произвольности, к наличию способности устанавливать взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми, к на ...
Цель, задачи, принципы и условия воспитания любви к Родине старших
дошкольников
Современное понимание патриотизма, или любви к Родине характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается р ...