Сущность и содержание воспитания в дополнительном образовании

Страница 8

Деятельность человека - необходимое условие его развития, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А.Леонтьева, С.Рубинштейна, Б.Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Детям школьного возраста свойственна учебная и внеучебная деятельности. Внеучебная деятельность школьников обладает едиными закономерностями построения и протекания с любыми видами деятельности. Основной отличительной особенностью внеучебной деятельности является ее осуществление в свободное от учебных занятий и приготовления домашних заданий время, в соответствии с их личными желаниями. Как органическое звено образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования, внеучебная деятельность выступает одновременно как объект педагогического внимания и явление в значительной степени саморегулируемое. Процесс активного участия школьников в различных видах внеучебной деятельности (познавательной, трудовой, художественной, спортивной и др.) происходит в рамках внешкольных объединений - организационно-структурных подразделений УДО (кружках, секциях, студиях, клубах, обществах).

Реализация воспитательных возможностей внеучебной деятельности школьников глубоко исследованы в трудах философов, психологов, педагогов А.С.Макаренко, П.П. Блонского, А.У.Зеленко, П.Ф.Лесгафта, С.Т. Шацкого, В.С. Сороки-Росинского.

Существующие психолого-педагогические воззрения на роль и значение деятельности в развитии и становлении личности являются основой для выявления резервов внеучебной деятельности школьников в учреждении дополнительного образования. Внеучебная деятельность внешкольного объединения чрезвычайно ценна не только многообразием предметного содержания, но и направлениями освоения социального опыта: познавательная деятельность, исполнительская деятельность, творческая деятельность, развитие эмоционально-ценностных отношений. Это обилие предоставленных возможностей чрезвычайно благосклонно влияет на поведение выбирающего (определяющегося) школьника. Он активно включается в поиск, подчиняясь своим побуждениям. Во внеучебной деятельности внешкольных объединений, где все «на равных» очень часто приходится шлифовать искусство общения, временно отодвигая собственное «я» на второй план. Здесь формируются умение понимать других и заводить новые контакты, умение слушать и не быть бесцеремонным, умение поддерживать отношения с людьми разного возраста, круга, не робея и не избегая общения. Исследователи процесса общения утверждают, что гений общения проявляется в том, что человек имеет одинаково хорошие взаимоотношения с людьми разного возраста, пола и социального статуса. Внешкольные объединения предоставляют такую возможность: упражнения и поддержания контактов со сверстниками, со взрослыми (педагогами и не педагогами), с младшими и старшими школьниками, девочками и мальчиками. Возможность выбора сферы деятельности для углубленного развития своих способностей в ней школьник получает благодаря открытости внешкольных объединений, позволяющих широкое знакомство с разным предметным содержанием существующих в учреждении направлений. На практике применяются различные способы привлечения, приобщения и закрепления заинтересовавшихся школьников в коллективах, педагогический и социальный фон которых совпадает с целями самосовершенствования личности. Таким образом, происходит взаимосвязь «субъект-саморазвитие».

Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания полнее других передает понятие «воспитательное дело», которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики. Воспитательное дело – это форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Существенные характеристики воспитательного дела – необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел. Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и поэтому называются коллективными творческими делами. Коллективные творческие дела, подчеркивает один из создателей методики воспитания, основанной на системе таких творческих дел, профессор И.П. Иванов, - это не мероприятия, а забота; это способ организации яркой, наполненной игрой и трудом, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство. В воспитательных делах сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками. В основе воспитательных дел два подхода – деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, свободного общения, а второй – органичного сращивания всех видов деятельности, их слияния в едином процессе. Воспитательное дело одновременно содержит в себе все виды влияния: нравственное, эстетическое, трудовое, интеллектуальное. Деятельный подход определяет направленность воспитания, а комплексный – характер его содержания. Цели и назначение определяют многие виды воспитательных дел: этические, патриотические, социально-ориентированные, эстетические, познавательные, спортивно-физкультурные, экологические, трудовые и другие.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Влияние психологических и возрастных особенностей младших школьников на овладение иностранным языком
Определенное содержание обучения иностранному языку невозможно без обращения к психологии − науке о закономерностях психического отражения действительности в сознании человека, исследующей душевные свойства, мыслительную деятельность и состояние индивида в зависимости от условий, в которых он ...

Учитель физической культуры в современной школе
Цель физического воспитания – способствовать развитию физических и психических качеств школьников, формируя у них не только двигательные умения и навыки, но и личность. Эта цель реализуется в образовательном процессе в ходе решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Решение эт ...

Психолого-педагогический аспект изучения темы «Углы» в 8 классе средней общеобразовательной школы
Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности (от 11- 12 лет до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими; через внешние срывы и колоссал ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru