Сущность и содержание воспитания в дополнительном образовании

Страница 7

Основная характеристика образовательных программ дополнительного образования состоит в том, что они не могут быть традиционными моделями передачи знаний, умений и навыков, а являются, по сути, педагогическими технологиями развития личности, формирующие механизм ее самореализации (способность к персонализации).

Рассматривая содержание воспитания как систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек, в которых лично заинтересованы дети, учитывая существенные особенности дополнительного образования, а именно, свободу выбора ребенком образовательного маршрута, мы полагаем, что отличительная и существенная характеристика воспитания в дополнительном образовании (в отличие от основного) заключается в том, что ребенок, самостоятельно выбирая свой маршрут в дополнительном образовании как путь освоения, усвоения, и присвоения общечеловеческих знаний- ценностей, сам же и определяет вектор своего воспитания, т.е. самовоспитания.

Воспитательный момент имеет особенное значение для учреждений дополнительного образования. Ведь дети и подростки идут в них не столько за знаниями, сколько за возможностью проявить себя, удовлетворить свои потребности в интересующей их деятельности.

Исследователи воспитывающий эффект дополнительного образования в учреждении дополнительного образования определяют тремя основополагающими аспектами:

- во-первых, это учет ненасыщаемости духовной потребности школьников во встрече с новым в мире и в себе;

- во-вторых, учет целостности человека, обусловленной гармонией разума (его объемом и содержанием), души (ее романтичности, возвышенности) и тела (его красоты, физического совершенства для саморазвития и выживания);

- в-третьих, учет субъектности человека, его индивидуальности и целевой активности в любом виде деятельности.

При этом, как утверждают исследователи, учреждение дополнительного образования не просто организует деятельность для воспитанников, а предоставляет им возможность для действия, взаимодействия, поддерживая их самостоятельность. В результате ребенок осваивает, усваивает, присваивает социально одобряемые личностно и духовно-значимые жизненные смыслы.

Воспитание в образовательном учреждении реализуется посредством воспитательного процесса, т.е. взаимодействия педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.

Воспитательный процесс представляет собой планомерно организованную систему педагогических влияний. Важными характеристиками воспитательного процесса являются целостность и непрерывность, преемственность и последовательность. Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности – интеллектуальные, физические, эстетические, трудовые, социальные, нравственные, духовные. На практике содержание воплощается в конкретную организацию, которая должна ему максимально соответствовать. Если это соответствие нарушается, то воспитание сталкивается с серьезными, иногда неразрешимыми противоречиями. Так стремление сохранить старые формы при новом содержании неизбежно тормозит развитие, так же как и желание скорее внедрить новые идеи в устаревшую организацию, вписать их в старую форму, созданную для реализации иного содержания. Педагогической наукой установлено, что эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. Форма воспитания – внешняя сторона воспитательного процесса. Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что имеется, а вторая – в каком виде выражается. Содержание и форма, как известно, неразрывно взаимосвязаны: изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Акмеолого-психологические подходы к разработке и использованию информационных технологий обучения
Профессионализация, как процесс овладения обучаемыми специальностью и продвижения к ее вершинам, обеспечивает реализацию их стратегии к самореализации в учебном труде. Видение студентами стратегии достижения вершин профессионального мастерства и следование логике продвижения к ним предполагает прох ...

Экспериментальная проверка выполненной работы
Выполнение задания в командах при проведении игрового занятия проводилось методом совместной деятельности. Попытка найти общее мнение всей команды предполагает обсуждение, дискуссию, требует более сложных интеллектуальных и коммуникативных умений. Составление и проработка вопросов (II и III этапы) ...

Урок как форма организации учебного процесса в школе
Отсутствие интереса к уроку, или, попросту говоря, скука - это мощный фактор утомительности даже там, где отсутствуют истинные элементы трудности. (М.С. Громбах). Урок - динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимо ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru