Сущность и содержание воспитания в дополнительном образовании

Страница 7

Основная характеристика образовательных программ дополнительного образования состоит в том, что они не могут быть традиционными моделями передачи знаний, умений и навыков, а являются, по сути, педагогическими технологиями развития личности, формирующие механизм ее самореализации (способность к персонализации).

Рассматривая содержание воспитания как систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек, в которых лично заинтересованы дети, учитывая существенные особенности дополнительного образования, а именно, свободу выбора ребенком образовательного маршрута, мы полагаем, что отличительная и существенная характеристика воспитания в дополнительном образовании (в отличие от основного) заключается в том, что ребенок, самостоятельно выбирая свой маршрут в дополнительном образовании как путь освоения, усвоения, и присвоения общечеловеческих знаний- ценностей, сам же и определяет вектор своего воспитания, т.е. самовоспитания.

Воспитательный момент имеет особенное значение для учреждений дополнительного образования. Ведь дети и подростки идут в них не столько за знаниями, сколько за возможностью проявить себя, удовлетворить свои потребности в интересующей их деятельности.

Исследователи воспитывающий эффект дополнительного образования в учреждении дополнительного образования определяют тремя основополагающими аспектами:

- во-первых, это учет ненасыщаемости духовной потребности школьников во встрече с новым в мире и в себе;

- во-вторых, учет целостности человека, обусловленной гармонией разума (его объемом и содержанием), души (ее романтичности, возвышенности) и тела (его красоты, физического совершенства для саморазвития и выживания);

- в-третьих, учет субъектности человека, его индивидуальности и целевой активности в любом виде деятельности.

При этом, как утверждают исследователи, учреждение дополнительного образования не просто организует деятельность для воспитанников, а предоставляет им возможность для действия, взаимодействия, поддерживая их самостоятельность. В результате ребенок осваивает, усваивает, присваивает социально одобряемые личностно и духовно-значимые жизненные смыслы.

Воспитание в образовательном учреждении реализуется посредством воспитательного процесса, т.е. взаимодействия педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.

Воспитательный процесс представляет собой планомерно организованную систему педагогических влияний. Важными характеристиками воспитательного процесса являются целостность и непрерывность, преемственность и последовательность. Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности – интеллектуальные, физические, эстетические, трудовые, социальные, нравственные, духовные. На практике содержание воплощается в конкретную организацию, которая должна ему максимально соответствовать. Если это соответствие нарушается, то воспитание сталкивается с серьезными, иногда неразрешимыми противоречиями. Так стремление сохранить старые формы при новом содержании неизбежно тормозит развитие, так же как и желание скорее внедрить новые идеи в устаревшую организацию, вписать их в старую форму, созданную для реализации иного содержания. Педагогической наукой установлено, что эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. Форма воспитания – внешняя сторона воспитательного процесса. Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что имеется, а вторая – в каком виде выражается. Содержание и форма, как известно, неразрывно взаимосвязаны: изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Организация и методы исследования: педагогические, функциональные, психологические, статистические
Степень тяжести заболевания больных варьирована от легкой до тяжелой. В работе использованы педагогические, функциональные, психологические, статистические методы. Педагогическое наблюдение проводилось с целью определения двигательных возможностей больного и его зависимости от вспомогательных средс ...

Измерение уровня развития организованности у современных дошкольников
Цель исследования: изучение эффективности воспитания организованности младших школьников средствами ИКТ. Исследование проводилось в три этапа: Первичная диагностика – измерение наличного уровня организованности у испытуемых; Формирующий этап – организация и проведение серии мероприятий с использова ...

Оснащение и оборудование рабочего места учителя
Учитель – полноправный хозяин кабинета, поэтому комплектация кабинета учебным оборудованием в большей мере его вкусы и склонности, его методические приемы, педагогические интересы. Однако оборудование кабинета, позволяющее вести эффективное преподавание иностранного языка при всем разнообразии вкус ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru