Основные принципы внеклассной работы

Страница 1

Внеклассная работа по русскому языку строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода. Эти принципы реализуются при отборе материала и проведении самих мероприятий: принцип добровольности и принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятий.

Основным при организации внеклассных мероприятий следует считать принцип добровольности. В отличие от классных занятий, которые носят обязательный характер, в различных внеклассных мероприятиях учащиеся принимают участие не ради отметок, а из желания познать непознанное. Дети по своему усмотрению выбирают тот или иной вид внеклассной работы.

Принцип равного права. Этот принцип позволяет как сильным, так и слабым школьникам принимать участие в любом внеклассном мероприятии по русскому языку. Практика показывает, что старая прочная система метода - изгонять из кружков неуспевающих или слабо успевающих не оправдывает себя. Внеклассные занятия могут посещать и слабоуспевающие ученики, в этом случае учитель должен менять дифференцированный подход к таким детям. Из этого принципа вытекает следующий принцип - индивидуального подхода учащихся.

Принцип индивидуального подхода к младшим школьникам имеет большую значимость при проведении внеклассных занятий, так как условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призваны учитывать личные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению, требуют внимания к дифференциации и индивидуальности обучения.

Индивидуальный подход к ученику позволяет определить, какие условия можно использовать в каждом конкретном случае. Необходимо стремиться к тому, что бы задания давались с учётом подготовленности общего развития. Если это не будет соблюдено, то приведёт к потере интереса. «Легкое обучение быстро притупляет интерес и не содействует развитию познавательных способностей учащихся. При непосильных же трудностях учение детей задерживается или даже приостанавливается, интерес падает».

Принцип индивидуального подхода позволяет:

1.Выявить одарённых в лингвистическом отношении детей;

2.установить причины отставания слабоуспевающих детей.

Принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся способствует тому, что внеклассная работа становится своеобразной формой воспитывающего обучения.

Учитель узнаёт:

1)чем интересуется школьник;

2)каковы его индивидуальные склонности, стремления и вкусы.

Именно благодаря индивидуальному подходу к каждому учащемуся, внеклассные занятия могут превращаться в могучее средство развития умственных способностей, развития познавательных процессов, аналитических умений и способностей у детей.

Принцип систематичности.

Отобранный для работы материал должен представлять собой определённую систему знаний о языке. Но система должна быть разумной, гибкой, вытекающей из содержания предмета. Нельзя ради системы жертвовать глубиной знаний, нельзя давать обрывочный языковой материал, так как он не приносит пользы. Именно поэтому желательно вести тематические кружки, а не кружки русского языка вообще.

Принцип развивающего обучения.

Во внеклассной работе учащиеся самостоятельно или под руководством учителя приобретают знания и передают их остальным членам кружка. Руководителю лингвистического кружка необходимо научить всех участников внеклассных занятий по русскому языку умению самостоятельно подобрать материал, составить по нему доклад или провести беседу, привить навык публичных выступлений, познакомить и научить пользоваться разнообразными словарями-справочниками.

Развитию активности и самостоятельности, учащихся особенно способствуют кружки юных лингвистов. Как говорил Л.Н.Толстой: «Если ученик в школе не научился ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые могли бы, научившись копировать, умели бы осуществлять приложение этих сведений.

Активность учащихся во внеклассной работе находится в прямой зависимости от того, что интересно или не интересно школьнику на занятиях. Обычно интерес бывает на таких занятиях, которые проводятся учителем живо и эмоционально, с использованием занимательных и игровых материалов. Из этого вытекает следующий принцип-занимательности.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Диагностика уровня развития мышления старших дошкольников
Для определения уровня развития мышления старших дошкольников нами были подобраны следующие методики: Методика "Логические задачи" Мозговой штурм Методика разработана А.3. Заком и предназначена для диагностики уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у с ...

Наблюдение за поведением. значение наблюдения и его признаки
"Наблюдение — основной метод общественных наук, занимающихся эмпирическими исследованиями, и педагогики". Наблюдение за поведением является основным методом и педагогической диагностики. Педагоги могут пользоваться этим методом практически постоянно, в то время как все остальные методы на ...

Самооценка школьника и оценка ею родителями
Формирование самооценки может рассматриваться как результат усвоения ребенком особенностей отношения к нему родителей. Самоотношение ребенка до определенного периода является отражением отношения к нему взрослых, первым делом родителей. Вместе с тем по одному только характеру объективно сложившейся ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru