Деятельность классного руководителя по половому воспитанию подростков

Образование и воспитание » Половое воспитание подростков » Деятельность классного руководителя по половому воспитанию подростков

Страница 2

а) знания сущности, специфики педагогической системы полового воспитания. Сущность педагогической системы полового воспитания заключается в установлении взаимосвязи всех ее компонентов, в сочетании использования методов и форм, которое проявляется в своеобразном соотношении функционирования фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации детей. Специфика педагогической системы полового воспитания проявляется в доминирующей функции ее определенных компонентов. Таковыми, на наш взгляд, являются цели и формы организации;

б) знание специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации мальчиков и девочек;

в) знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут быть доступны ребенку. Ими являются труд людей, функции родителей в семье, роль и место родителей в процессе происхождения человека, предпочтения в интересах, досуге;

г) знание принципов полового воспитания:

– принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых;

– принцип дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности, как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;

– принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);

– принцип индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном характере информации», которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;

– принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им).

В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности – единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей. При всей сложности и деликатности сексологических проблем родители, педагоги и медработники должны своевременно и правильно отвечать на вопросы, волнующие подрастающее поколение. Классный руководитель должен быть способен давать точные и ясные ответы на вопросы учащихся, а также обладать умением своевременно и правильно реагировать на любые конкретные моменты взаимоотношений учащихся разного пола в течение всего периода их обучения. Умелое воздействие педагогического коллектива на характер межполовых отношений непосредственно в школе – важный и необходимый элемент системы полового воспитания.

При решении вопросов полового воспитания необходимо считаться также с особенностями отечественной цивилизации, которая отличается специфическим отношением к вопросам пола, учитывать национально-религиозную и региональную специфику. Вопросы межполовых отношений должны рассматриваться в тесной связи с вопросами здоровья. При реализации программ полового воспитания как нигде необходимо тесное сотрудничество учителя и школы в целом с родителями учащихся. Деятельность классного руководителя в школе в сфере полового воспитания должна осуществляться в связи с работой особых центров, имеющих характер учреждений консультативной и социальной помощи подросткам (например, в случае ранней беременности). Учащиеся должны быть ознакомлены с подобными центрами и характером их работы и быть готовы в случае необходимости воспользоваться их помощью.

Многие предыдущие попытки решения проблемы полового воспитания учащихся наталкивались на неподготовленность учителей и недоработанность самих программ и пособий. Необходимо повышение компетентности учителей в сфере межполовых отношений, их способности руководить нравственно ориентированным процессом духовного развития учащихся как будущих супругов и родителей .

Теоретически сложным является вопрос о соотношении полового воспитания и полового (сексуального) просвещения. Дело в том, что и первое, и второе основано на информации, получаемой учащимися. Если эта информация остается лишь на уровне знаемого, приходится говорить только о просвещении. Если же эта информация способствует формированию взглядов, убеждений, ценностных ориентаций и устойчиво сказывается на поведении, то можно говорить и о воспитании. Поэтому отделить «воспитующее» от лишь «просвещающего» или «обучающего» не всегда легко, как невозможно разорвать на части целостную жизненную ситуацию. Для того, чтобы информация обретала воспитующее значение, она должна сообщаться в яркой, образной, эмоциональной форме. Важны также степень ее новизны и возраст, в котором она получена впервые. И естественно, такая информация должна быть нравственно безупречной, чтобы воспитание возвышало личность. Необходимо учитывать и такую особенность усвоения информации: некоторые сцены, образы, ситуации, воспринимаемые в возрасте, когда ребенок еще неспособен к какой-либо нравственной их оценке, могут фиксироваться в памяти как таковые, сами по себе и вместе с тем, как образцы будущего поведения в аналогичной ситуации. Поэтому подрастающее поколение должно быть ограждено от сцен насилия и порнографии, даже если взрослым и кажется, что они еще «ничего не понимают». Реализация данной концепции потребует от учителя и родителей совместных целенаправленных усилий: лучшего знания учащихся и понимания мотивов их поведения, повседневной и последовательной воспитательной работы.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Методические рекомендации для социального педагога направленные на сплочение ученического коллектива
Базовая цель поведения ученика - чувствовать свою причастность к жизни школы - означает "чувствовать свою важность и значимость". Вот как понимает назначение школы Уильям Глассер: "Если личностные потребности детей не реализуются дома, они должны реализовываться в школе. Чтобы продол ...

Опыт работы учителя начальных классов по организации внеклассных занятий по русскому языку
Интерес представляет опыт учителя начальных классов из деревни Алексеевка, Изнасковского района, Калужской области Е.Е. Мельниковой. Она предлагает использовать во внеклассной работе по русскому языку нестандартные формы проведения занятий, способствующие повышению у детей интереса к русскому языку ...

Психолого-педагогические особенности развития исследовательских умений у младших школьников
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребенок уже рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие че ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru