СПК как критерий определения качества начального профессионального образования

Страница 3

качества средств образовательного процесса: качества материально-технической, экспериментальной базы, качества учебно-методического обеспечения, качества учебных аудиторий, качества транслируемых знаний и др.;

качества образовательной технологии.

На современном этапе социально-экономического развития общества под качеством профессионального образования понимают, как правило, степень соответствия уровня подготовки обучающихся требованиям профессиональной среды, где он должен работать. Рыночная система отношений, с одной стороны, резко подняла требования к уровню профессионализма и надпрофессиональных компетенций выпускников учебных заведений, с другой,- обусловила необходимость их готовности к смене объекта деятельности и места работы.

«Компетенция - это интегрированное сочетание знаний, умений, опыта и установок, позволяющих человеку выполнять определённую деятельность в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях». Для выявления сущности современного понятия «качество профессионального образования» важно различать три основных типа компетенций: профессиональные (технические), сквозные (мобильные) и ключевые (базовые) (В.И.Байденко, О.Н. Олейникова, А.А. Муравьёва, Дж. ван Зантворт). Профессиональные или технические компетенции относятся к сфере профессиональной деятельности. Сквозные (мобильные) компетенции, относящиеся к социальным, коммуникативным и иным компетенциям, необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий и сфер деятельности. Ключевые (базовые) компетенции начинают формироваться на самых ранних этапах жизни человека. К ним относятся: грамота и счёт, умение учиться, умение осуществлять поиск и интерпретацию информации, ответственность за качество труда и обучение, умение решать проблемы, умение сотрудничать и работать в команде, коммуникативные умения, включая умение активно слушать, умение общаться на иностранном языке. При анализе содержания профессиональных, ключевых и сквозных компетенции нами установлено их диалектическое единство: в зависимости от специфики профессиональной деятельности ключевые компетенции могут переходить в разряд сквозных, а сквозные в разряд профессиональных.

Исходя из выше сказанного определим что социально – профессиональная компетенция является квинтэссенцией все трех перечисленных компетенций.

Исходя из анализа определений и оценки понятий «качество», «качество образования», «компетенции» как показатель качества образования, в своем исследовании мы пришли к выводу о том, что качество профессионального образования - это комплекс компетенций, определяющих способность выпускника успешно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с изменяющимися условиями рынка труда, а также сбалансированное соответствие профессионального образования как:

результата, выраженного через компетенции (профессиональные, сквозные (мобильные), ключевые);

процесса, ориентированного на формирование компетенций;

образовательной системы, отвечающей многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам, стандартам.

Задача подготовки квалифицированных рабочих кадров, качество профессионального образования которых учитывает потребности работодателей в актуальных компетенциях, может быть решена только на основе социального партнёрства. В процессе анализа нормативных документов, касающихся задач социального партнёрства (Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон Новосибирской области «О социальном партнёрстве в Новосибирской области»), мы выявили, что эти задачи недостаточно конкретно отражают сущность социального партнёрства относительно сферы профессионального образования. Они сформулированы лишь в общем виде, и их содержание касается, в основном, сферы труда.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Деятельность социального педагога по формированию толерантности в социальном приюте у младших школьников
Воспитание толерантности у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный социальным педагогом процесс формирования у детей толерантности. Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием ...

Система физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспит ...

Опыт работы учителя начальных классов по организации внеклассных занятий по русскому языку
Интерес представляет опыт учителя начальных классов из деревни Алексеевка, Изнасковского района, Калужской области Е.Е. Мельниковой. Она предлагает использовать во внеклассной работе по русскому языку нестандартные формы проведения занятий, способствующие повышению у детей интереса к русскому языку ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru