СПК как критерий определения качества начального профессионального образования

Страница 3

качества средств образовательного процесса: качества материально-технической, экспериментальной базы, качества учебно-методического обеспечения, качества учебных аудиторий, качества транслируемых знаний и др.;

качества образовательной технологии.

На современном этапе социально-экономического развития общества под качеством профессионального образования понимают, как правило, степень соответствия уровня подготовки обучающихся требованиям профессиональной среды, где он должен работать. Рыночная система отношений, с одной стороны, резко подняла требования к уровню профессионализма и надпрофессиональных компетенций выпускников учебных заведений, с другой,- обусловила необходимость их готовности к смене объекта деятельности и места работы.

«Компетенция - это интегрированное сочетание знаний, умений, опыта и установок, позволяющих человеку выполнять определённую деятельность в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях». Для выявления сущности современного понятия «качество профессионального образования» важно различать три основных типа компетенций: профессиональные (технические), сквозные (мобильные) и ключевые (базовые) (В.И.Байденко, О.Н. Олейникова, А.А. Муравьёва, Дж. ван Зантворт). Профессиональные или технические компетенции относятся к сфере профессиональной деятельности. Сквозные (мобильные) компетенции, относящиеся к социальным, коммуникативным и иным компетенциям, необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий и сфер деятельности. Ключевые (базовые) компетенции начинают формироваться на самых ранних этапах жизни человека. К ним относятся: грамота и счёт, умение учиться, умение осуществлять поиск и интерпретацию информации, ответственность за качество труда и обучение, умение решать проблемы, умение сотрудничать и работать в команде, коммуникативные умения, включая умение активно слушать, умение общаться на иностранном языке. При анализе содержания профессиональных, ключевых и сквозных компетенции нами установлено их диалектическое единство: в зависимости от специфики профессиональной деятельности ключевые компетенции могут переходить в разряд сквозных, а сквозные в разряд профессиональных.

Исходя из выше сказанного определим что социально – профессиональная компетенция является квинтэссенцией все трех перечисленных компетенций.

Исходя из анализа определений и оценки понятий «качество», «качество образования», «компетенции» как показатель качества образования, в своем исследовании мы пришли к выводу о том, что качество профессионального образования - это комплекс компетенций, определяющих способность выпускника успешно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с изменяющимися условиями рынка труда, а также сбалансированное соответствие профессионального образования как:

результата, выраженного через компетенции (профессиональные, сквозные (мобильные), ключевые);

процесса, ориентированного на формирование компетенций;

образовательной системы, отвечающей многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам, стандартам.

Задача подготовки квалифицированных рабочих кадров, качество профессионального образования которых учитывает потребности работодателей в актуальных компетенциях, может быть решена только на основе социального партнёрства. В процессе анализа нормативных документов, касающихся задач социального партнёрства (Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон Новосибирской области «О социальном партнёрстве в Новосибирской области»), мы выявили, что эти задачи недостаточно конкретно отражают сущность социального партнёрства относительно сферы профессионального образования. Они сформулированы лишь в общем виде, и их содержание касается, в основном, сферы труда.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru