СПК как критерий определения качества начального профессионального образования

Страница 2

Высокие требования современного производства к качеству профессионального образования квалифицированных рабочих кадров, с одной стороны, и невозможность обеспечения этих требований только за счёт выполнения государственных образовательных стандартов НПО, с другой.

Исследование СПК как условия обеспечения качества начального профессионального образования НПО приобретает сегодня актуальность по целому ряду причин. Начиная с конца 80-х годов, интенсивное развитие получает идея всеобщего управления качеством (Total Quality Management – TQM). Эта концепция предусматривает всестороннее, целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности. Всеобщее управление качеством является стратегией руководства процессом обеспечения качества. Данная система с начала 90-х годов активно проецируется и на сферу образования (Г.Е.Герасимова, В.В.Губарев, И.Исикова, Е.Н.Кишкель, А.И.Субетто, В.Г.Шипунов, И.В.Мешкова, Е.Г.Сафонова, О.А.Фищукова, Н.А.Селезнёва).

Нами выявлено, что категория «качество образования» до настоящего времени остаётся активно обсуждаемой. Её рассматривают как определённый уровень знаний, умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определённом этапе в соответствии с планируемыми целями (Г.М.Коджаспиров и А.Ю Коджаспирова); соотношение цели и результата, мера достижения цели (М.М. Поташник, Е.А.Суховиенко); интегральную характеристику образовательного процесса и его результатов, выражающую меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить» (Т.И.Березина, С.В.Иванова); степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг, или степень достижения поставленных в образовании целей и задач (С.Е.Шишов, В.А. Кальней).

Вместе с тем, очевидно, что в условиях рыночной экономики сложные аспекты проблем качества образования необходимо исследовать, используя богатый опыт управления качеством в сфере производства, а также концепцию международных стандартов качества ISO - 9000.

Анализ позволил выявить, что наиболее созвучны современному подходу определения понятия «качество образования», данные в трудах исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, под научной редакцией Н.А. Селезневой и А.И. Субетто, так как они позволяют представить качество образования во всей его многогранности. «Качество образования как социальной системы относится к роду системно-социальных качеств. Оно есть соответствие (адекватность) принятым доктрине, требованиям, социальным нормам (стандартам)». Комментируя качество образовательной системы, Н.А. Селезнева и А.И. Субетто особо подчеркивают, что «В качестве образовательной системы отражается качество образовательного процесса: качество обучения, воспитания и образования в узком смысле». А качество образовательного процесса «синтезируется» из следующих качеств:

качество образовательной (учебной) программы;

качества кадрового и научного потенциалов, задействованных в учебном процессе;

качества учащихся (на входе учебного заведения – качества абитуриентов, на выходе учебного заведения – качества выпускников);

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Условия воспитания дошкольника в труде
Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации детей. Так, для хозяйственно - бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе - лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование. Необходи ...

Гигиеническая оценка кабинета иностранного языка
В классах и кабинетах школы проходит большая часть времени школьников, поэтому создание в них гигиенически полноценных условий является одним из факторов, влияющих на работоспособность и функциональное состояние детского и подросткового организма. Учитель должен знать гигиенические требования, пред ...

Психолого-педагогические основы формирования морфологической стороны речи у дошкольников
Грамматика русского языка - обширная наука. Именно через неё ребёнок учится правильно говорить. Освоение ребенком морфологии начинается с изменением слова по падежам, например: когда мамы нет, он, отвечая на вопрос "Где мама?", просто говорит слово "мама", тем самым как будто го ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru