Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов, а также оценка эффективности реализации педагогами программ подготовки к самостоятельной жизни воспитанников предполагает учет следующих критериев:
адекватное профессиональное самоопределение учащегося;
реальная временная составляющая жизненных планов;
готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи;
соответствие ценностных установок учащихся моральным нормам и требованиям общества;
использование личного опыта в изменяющихся условиях.
Содержание комплексной программы подготовки учащихся с умственной отсталостью к самостоятельной жизни (формирование навыков социальной компетенции у старшеклассников)
Направление работы |
Цели |
Задачи |
Содержание и формы работы |
Ожидаемый результат |
Развитие социальных и практических навыков у учащихся |
Содействие социализации и адаптации учащихся с нарушением интеллекта |
1. Формирование представлений о будущем ( о самостоятельной жизни, жизнеустройстве после школы) у старшеклассников с интеллектуальными нарушениями; 2. Информирование учащихся о деятельности городских социальных учреждений и служб. 3. Формирование представлений о доступных видах труда. 4. Развитие навыков самообслуживания, (ремонтных работ, ведения домашнего хозяйства) у учащихся. |
1. Воспитательная работа по тематике: «Основы социализации» 2. Реализация занятий в рамках психологического практикума для учащихся старших классов 3. Тренинговые и развивающие занятия для учащихся 4. Организация досуговых мероприятий. 5. Общественно полезный труд 6. Организация экскурсий для учащихся 7. Производственная практика 8. Консультации для родителей, педагогов, старшеклассников. 9. Индивидуальные консультации специалистов службы для учащихся по возникающим проблемам. 10. Организация трудовых десантов 11. Специально организованные социально ориентированные занятия с учащимися класса педагогической поддержки в рамках программы (9 кл.) 12. Активное включение учащихся в хозяйственные мероприятия в рамках школы. 13. Консультации по вопросам семьи. |
Сформированность социальных и практических навыков у учащихся |
Обеспечение продуктивности контактов учащихся |
Содействие развитию коммуникативных навыков у учащихся |
1.Формирование представлений о правовых нормах современного общества 2. Расширение сферы социальных контактов (общение на предприятии и в др. микросреде) 3. Обеспечение возможности функционирования в различных социальных ролях. |
1.Реализация занятий в рамках психологического практикума и программы социальной ориентировки для учащихся старших классов 2. Тренинговые и развивающие занятия для учащихся 3. Воспитательная работа по тематике: «Я среди людей» 4. Организация занятий детей в секциях, клубах, студиях 5. Консультации для учащихся по возникающим проблемам. 6. Консультации для педагогов и родителей по вопросам взаимодействия с учащимися |
Расширение опыта социального общения учащихся, позитивные изменения в коммуникативной сфере учащихся |
Профориентационная работа |
Содействие адекватному трудовому самоопределению учащихся старших классов на основе профориентации. |
1.Содействие профессиональной адаптации учащихся старших классов 2. Содействие формированию у учащихся точных представлений о своих трудовых возможностях 3. Развитие способности выбора вида трудовой деятельности в будущем 4. Содействие ориентации в мире профессий с учетом возможностей учащихся. ( возможности трудоустройства и самообеспечения учащихся с интел. наруш.) 5. Содействие трудоустройству учащихся выпускных классов. 6. Социологич. анализ вопросов трудоустройства бывших выпускников, причин сменяемости их трудовой деятельности. |
1. Профессиональная консультация 2. Мероприятия по проф. просвещению. 3. Классные часы 4. Производственная практика 5. Реализация занятий в рамках психологического практикума для учащихся старших классов 6. Консультации для родителей, педагогов, старшеклассников. 7. Воспитательная работа по тематике: «Я и моё будущее» 8. Школьные праздники (с пропагандой профилей трудового обучения школы); 9. Обзорные и тематические экскурсии на производство и т. д. |
адекватное трудовое самоопределение учащихся старших классов на основе существующих видов труда. |
Полезная информация:
Образовательный процесс
Учебно-воспитательный (образовательный) процесс имеет четыре элемента, которые следует кратко рассмотреть (рис. 3). Они тесно взаимосвязанны: взаимодействие между обучающимися и образовательными ресурсами (содержание—учебные материалы и методы—преподаватель или мастер—оборудование). Это взаимодейст ...
Узнавание, воспроизведение и припоминание
Воспроизведение – существенный компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трёх уровнях: узнавание, само воспроизведение, припоминание. Узнавание – самая простая форма воспроизведения. Узнавание – это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо. Воспроизведение – более ...
Русская песенная культура Поволжья
Процесс генезиса, развития и окончательного сложения Поволжского региона явился результатом сложного взаимодействия разновременных этнических и культурных потоков различного происхождения, в том числе племен финно-угорских, тюркских, монгольских, германских и славянских. Отметим здесь процессы конс ...