Характеристика контингента и методы экспериментального исследования наглядно-образного мышления

Образование и воспитание » Развитие мышления у учащихся старшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроках швейного дела » Характеристика контингента и методы экспериментального исследования наглядно-образного мышления

Страница 4

конкретная обучающая помощь – «Точно так же, как ты объединял карточку с карточкой в отдельные группы и давал им названия, объедини теперь группу с группой, не перекладывая отдельных карточек. Таких групп должно быть как можно меньше. Они также должны иметь короткие названия».

Анализ результатов:

10 баллов – очень высокий уровень. Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньше, чем 1 минута, выполнив классификацию слов в одну и правильно объяснив, почему они объединены в одну группу;

8-9 баллов – высокий уровень. Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минуты;

4-7 баллов – средний уровень. Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,5 минуты;

2-3 баллов – низкий уровень. Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут;

0-1 балл – очень низкий уровень. Ребенок за 3 минуты не справился с заданиями [42].

Методика «Четвертый лишний» (по С.Д. Забрамной)

Словесный вариант

Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенные признаки.

Стимульный материал: карточки со словами.

Процедура проведения: испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Тестовый материал:

Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.

Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

Дом, мечта, машина, корова, дерево.

Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

Виды помощи:

стимульная помощь – подбадривание, похвала («Постарайся сделать, у тебя получится» или «Правильно, молодец, стараешься, давай дальше»);

разъясняющая помощь – «Посмотри внимательно на бланк, здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)»;

конкретная обучающая помощь – диагност обращает внимание ребенка на то, что в строке слов есть слова похожие по смыслу и уточняет на примере одной группы.

Анализ результатов:

10 баллов – очень высокий уровень. Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньше, чем 1 минута, назвав лишние слова на всех карточках и правильно объяснив, почему они являются лишними;

8-9 баллов – высокий уровень. Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минуты;

4-7 баллов – средний уровень. Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,5 минуты;

2-3 баллов – низкий уровень. Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут;

0-1 балл – очень низкий уровень. Ребенок за 3 минуты не справился с заданиями.

Методика «Лабиринт» (по Л.А. Венгер)

Цель: исследование степени овладения действиями наглядно-образного мышления; оценка уровня развития наглядно-образного мышления.

Инструкция: «Перед тобой полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, нужно смотреть на письмо (экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено). В письме нарисовано, что нужно идти от травки мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдешь правильный домик. Найди, а я посмотрю, не ошибся ли ты».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Клас­си­фи­ка­ция про­из­ве­де­ний ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры для уро­ков ис­то­рии
Ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра, ис­поль­зуе­мая в пре­по­да­ва­нии ис­то­рии, мо­жет быть раз­де­ле­на на две груп­пы: ли­те­ра­тур­ные па­мят­ни­ки изу­чае­мой эпо­хи и ис­то­ри­че­скую бел­лет­ри­сти­ку. Что мы от­но­сим к ли­те­ра­тур­ным па­мят­ни­кам? Ко­неч­но, это про­из­ве­де­ния, соз­д ...

Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци
И.Г. Песталоцци по праву можно назвать основателем подлинно народной школы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, он обосновал методику обучения родному языку, считая, что речь нужно развивать планомерно и последовательно, одновременно обогащая представления детей об окружающем мире. И.Г ...

Память человека как один из познавательных процессов
Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает её. Каждый день мы узнаём много нового, с каждым днём обогащаются наши знания. Все, что узнаёт человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга. Память является важней ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru