Характеристика контингента и методы экспериментального исследования наглядно-образного мышления

Образование и воспитание » Развитие мышления у учащихся старшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроках швейного дела » Характеристика контингента и методы экспериментального исследования наглядно-образного мышления

Страница 4

конкретная обучающая помощь – «Точно так же, как ты объединял карточку с карточкой в отдельные группы и давал им названия, объедини теперь группу с группой, не перекладывая отдельных карточек. Таких групп должно быть как можно меньше. Они также должны иметь короткие названия».

Анализ результатов:

10 баллов – очень высокий уровень. Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньше, чем 1 минута, выполнив классификацию слов в одну и правильно объяснив, почему они объединены в одну группу;

8-9 баллов – высокий уровень. Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минуты;

4-7 баллов – средний уровень. Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,5 минуты;

2-3 баллов – низкий уровень. Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут;

0-1 балл – очень низкий уровень. Ребенок за 3 минуты не справился с заданиями [42].

Методика «Четвертый лишний» (по С.Д. Забрамной)

Словесный вариант

Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенные признаки.

Стимульный материал: карточки со словами.

Процедура проведения: испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Тестовый материал:

Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.

Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

Дом, мечта, машина, корова, дерево.

Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

Виды помощи:

стимульная помощь – подбадривание, похвала («Постарайся сделать, у тебя получится» или «Правильно, молодец, стараешься, давай дальше»);

разъясняющая помощь – «Посмотри внимательно на бланк, здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)»;

конкретная обучающая помощь – диагност обращает внимание ребенка на то, что в строке слов есть слова похожие по смыслу и уточняет на примере одной группы.

Анализ результатов:

10 баллов – очень высокий уровень. Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньше, чем 1 минута, назвав лишние слова на всех карточках и правильно объяснив, почему они являются лишними;

8-9 баллов – высокий уровень. Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минуты;

4-7 баллов – средний уровень. Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,5 минуты;

2-3 баллов – низкий уровень. Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут;

0-1 балл – очень низкий уровень. Ребенок за 3 минуты не справился с заданиями.

Методика «Лабиринт» (по Л.А. Венгер)

Цель: исследование степени овладения действиями наглядно-образного мышления; оценка уровня развития наглядно-образного мышления.

Инструкция: «Перед тобой полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, нужно смотреть на письмо (экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено). В письме нарисовано, что нужно идти от травки мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдешь правильный домик. Найди, а я посмотрю, не ошибся ли ты».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием
1. Прием в высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании. Поря ...

Проведение экспериментальной работы по формированию количественных представлений у детей 5 года жизни средствами дидактических игр
Целью констатирующего эксперимента, по исследуемой проблеме, явилось выявление исходного уровня сформированности количественных представлений у детей средней группы и условий, созданных в ДОУ по формированию количественных представлений. Базой опытно-экспериментальной работы выступило Муниципальное ...

Задачи и содержание обучения сюжетному рисованию в разных возрастных группах
Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи. Возможно ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru