Характеристика контингента и методы экспериментального исследования наглядно-образного мышления

Образование и воспитание » Развитие мышления у учащихся старшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроках швейного дела » Характеристика контингента и методы экспериментального исследования наглядно-образного мышления

Страница 4

конкретная обучающая помощь – «Точно так же, как ты объединял карточку с карточкой в отдельные группы и давал им названия, объедини теперь группу с группой, не перекладывая отдельных карточек. Таких групп должно быть как можно меньше. Они также должны иметь короткие названия».

Анализ результатов:

10 баллов – очень высокий уровень. Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньше, чем 1 минута, выполнив классификацию слов в одну и правильно объяснив, почему они объединены в одну группу;

8-9 баллов – высокий уровень. Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минуты;

4-7 баллов – средний уровень. Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,5 минуты;

2-3 баллов – низкий уровень. Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут;

0-1 балл – очень низкий уровень. Ребенок за 3 минуты не справился с заданиями [42].

Методика «Четвертый лишний» (по С.Д. Забрамной)

Словесный вариант

Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенные признаки.

Стимульный материал: карточки со словами.

Процедура проведения: испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Тестовый материал:

Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.

Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

Дом, мечта, машина, корова, дерево.

Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

Виды помощи:

стимульная помощь – подбадривание, похвала («Постарайся сделать, у тебя получится» или «Правильно, молодец, стараешься, давай дальше»);

разъясняющая помощь – «Посмотри внимательно на бланк, здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)»;

конкретная обучающая помощь – диагност обращает внимание ребенка на то, что в строке слов есть слова похожие по смыслу и уточняет на примере одной группы.

Анализ результатов:

10 баллов – очень высокий уровень. Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньше, чем 1 минута, назвав лишние слова на всех карточках и правильно объяснив, почему они являются лишними;

8-9 баллов – высокий уровень. Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минуты;

4-7 баллов – средний уровень. Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,5 минуты;

2-3 баллов – низкий уровень. Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут;

0-1 балл – очень низкий уровень. Ребенок за 3 минуты не справился с заданиями.

Методика «Лабиринт» (по Л.А. Венгер)

Цель: исследование степени овладения действиями наглядно-образного мышления; оценка уровня развития наглядно-образного мышления.

Инструкция: «Перед тобой полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, нужно смотреть на письмо (экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено). В письме нарисовано, что нужно идти от травки мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдешь правильный домик. Найди, а я посмотрю, не ошибся ли ты».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Компьютерные игры как причина агрессивного поведения младших школьников
Большое применение находят оптические волоконные каналы связи. Через каналы связи компьютеры обмениваются программами и данными, происходит информационное объединение ресурсов. Таким образом, компьютер становится терминалом вычислительной системы, и когда человек имеет с ним дело, то он сталкиваетс ...

Использование художественной литературы на уроках химии
Одним из сильных и верных способов пробуждения и поддержания у учеников интереса к приобретению знаний, на мой взгляд, является создание эмоционального настроя. Я глубоко убеждена, что одним из главных звеньев в цепи дидактических поисков должно быть положение о том, что «без человеческих эмоций ни ...

Особенности дыхательного процесса у детей дошкольного возраста
Ребенок рождается с относительно незрелой дыхательной системой. Легкие плода способны к дыханию примерно с 28-й недели беременности. До этого альвеолы еще неразвиты и только часть капилляров соприкасается с альвеолами. Доношенный здоровый новорожденный издает первый крик через несколько секунд посл ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru