Характеристика контингента и методы экспериментального исследования наглядно-образного мышления

Образование и воспитание » Развитие мышления у учащихся старшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроках швейного дела » Характеристика контингента и методы экспериментального исследования наглядно-образного мышления

Страница 2

Из таблиц 2.1.1. и 2.1.2. следует, что все дети контрольной и экспериментальной групп имеют сочетанные нарушения двигательной и интеллектуальной сферы, сопровождающиеся нарушением речи.

Клинико-психологическая характеристика участников исследования

Изучение личных дел, медицинских и речевых карт, протоколов РПМПК, а также наблюдение за учащимися показали, что у всех испытуемых детей имеются те или иные нарушения. В анамнезе у большинства обследованных детей отмечалось: патология беременности матери, родов, заболевания до 3-х летнего возраста, наличие признаков внутриутробной гипертензии.

Отмечалось снижение познавательной активности, которое проявляется в ограничении запаса знаний и практических навыков, соответствующих возрасту. Отмечался низкий уровень усвоения программного материала.

В ходе наблюдения выявлено, что деятельность учащихся требует организации, побуждения. Работоспособность низкая, дети быстро утомляются. При утомлении характер деятельности меняется по-разному, например Гюнай Г., Кристина Ч., Елена Е. проявляют чрезмерную двигательную активность, отвлекаются, преобладает игровая мотивация. Может наблюдаться прямой отказ от работы. У других детей - Дарьи С., Алены Г., Вики М. - наоборот, темп деятельности становится чрезмерно замедленным. Эмоциональная реакция на ситуацию обследования не у всех детей одинакова. На протяжении всего обследования поведенческие реакции ребенка на ситуацию эксперимента не одинаковы. Анализ таких наблюдений, в совокупности с остальными, позволяет сделать более точными выводы об эмоционально-волевой сфере ребенка и о его психическом состоянии в целом. Так 60% учащихся проявили заинтересованность в эксперименте, 10% были взволнованы и напряжены, 10% возбуждены, 10% проявили фамильярность с взрослыми, неадекватную веселость и 10% чрезмерное возбуждение, иногда с агрессивными проявлениями, плач, негативизм. Поощрение и одобрение наряду с проявлениями радости вызывают резкое повышение результативности выполнения заданий почти у всех испытуемых. Основная масса детей после замечания старается исправить ошибку, но есть и дети, которые после замечания отказываются от дальнейших действий, раздражаются, замыкаются и т.п. Эмоциональный фон в целом положительный.

Реакция на неудачи встречается разная, 70 % обращаются за оценкой правильности действий к взрослому; у 20% затруднение вызывает дезорганизацию деятельности, проявляющуюся в хаотическом переборе вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца; 10% теряют интерес при первом затруднении. Основная масса детей некритична к результатам деятельности; волевые усилия прилагают не всегда. В контакт вступают сразу, к предложенным заданиям проявляют интерес 80 % учащихся; 10 % детей принимают помощь не всегда.

Особенности учащихся экспериментальной группы не отличается от участников контрольной группы. Экспериментальная работа проводилась в естественных педагогических условиях общеобразовательного учреждения.

Для проведения эксперимента нами были выбраны следующие методики: «Классификация предметов», «Четвертый лишний», «Лабиринт», как наиболее эффективные для исследования наглядно-образного мышления учащихся с легкой умственной отсталостью.

Приведем более подробное описание используемых нами экспериментальных методик.

Методика «Классификация предметов» (по С.Я. Рубинштейн).

Цель: исследования процессов обобщения и абстрагирования, но также анализ последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий испытуемых, особенно наглядно-образного мышления. Выявляются такие особенности мышления, как способность выделять существенные признаки (для объединения карточек в группы) уровень обобщения, доступный школьнику или взрослому.

Инструкция: «Вот перед тобой лежат четыре картинки (называется каждая). Сейчас я буду давать тебе другие картинки, а ты должен будешь говорить, куда их класть, к какой из этих картинок, которые лежат на столе, они подходят. Вот – лиса. Куда ее нужно положить? К этой? К этой? Или этой?».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Методика ознакомления дошкольников с цифрами. Современные технологии развития числовых представлений дошкольников
Знакомство детей с цифрами не представляет сложной методической проблемы, поскольку дети 3-4-летнего возраста легко запоминают символические изображения: буквы, цифры, знаки. Нет особой необходимости заучивать с детьми определенный объем символики наизусть в дошкольный период, но и искусственно отг ...

Требования к уровню освоения содержания
В результате изучения дисциплины студент должен: - знать основы и иметь общие представления о биофизических явлениях, происходящих в живых системах; - уметь четко сформулировать современные понятия, законы и раскрыть генез биофизических процессов в организме; - приобрести практические навыки дискус ...

Принцип воспитания и обучения в реальной деятельности, связанной с жизнью
«Ре­ализация этого принципа требует такого построения воспитательного процесса, при котором вся жизнедеятельность детей ощущает­ся ими как значительная, нужная людям, обществу и приносящая личное удовлетворение». В педагогическом процессе практика или предшествует изуче­нию теоретических положений, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru