Характеристика контингента и методы экспериментального исследования наглядно-образного мышления

Образование и воспитание » Развитие мышления у учащихся старшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроках швейного дела » Характеристика контингента и методы экспериментального исследования наглядно-образного мышления

Страница 2

Из таблиц 2.1.1. и 2.1.2. следует, что все дети контрольной и экспериментальной групп имеют сочетанные нарушения двигательной и интеллектуальной сферы, сопровождающиеся нарушением речи.

Клинико-психологическая характеристика участников исследования

Изучение личных дел, медицинских и речевых карт, протоколов РПМПК, а также наблюдение за учащимися показали, что у всех испытуемых детей имеются те или иные нарушения. В анамнезе у большинства обследованных детей отмечалось: патология беременности матери, родов, заболевания до 3-х летнего возраста, наличие признаков внутриутробной гипертензии.

Отмечалось снижение познавательной активности, которое проявляется в ограничении запаса знаний и практических навыков, соответствующих возрасту. Отмечался низкий уровень усвоения программного материала.

В ходе наблюдения выявлено, что деятельность учащихся требует организации, побуждения. Работоспособность низкая, дети быстро утомляются. При утомлении характер деятельности меняется по-разному, например Гюнай Г., Кристина Ч., Елена Е. проявляют чрезмерную двигательную активность, отвлекаются, преобладает игровая мотивация. Может наблюдаться прямой отказ от работы. У других детей - Дарьи С., Алены Г., Вики М. - наоборот, темп деятельности становится чрезмерно замедленным. Эмоциональная реакция на ситуацию обследования не у всех детей одинакова. На протяжении всего обследования поведенческие реакции ребенка на ситуацию эксперимента не одинаковы. Анализ таких наблюдений, в совокупности с остальными, позволяет сделать более точными выводы об эмоционально-волевой сфере ребенка и о его психическом состоянии в целом. Так 60% учащихся проявили заинтересованность в эксперименте, 10% были взволнованы и напряжены, 10% возбуждены, 10% проявили фамильярность с взрослыми, неадекватную веселость и 10% чрезмерное возбуждение, иногда с агрессивными проявлениями, плач, негативизм. Поощрение и одобрение наряду с проявлениями радости вызывают резкое повышение результативности выполнения заданий почти у всех испытуемых. Основная масса детей после замечания старается исправить ошибку, но есть и дети, которые после замечания отказываются от дальнейших действий, раздражаются, замыкаются и т.п. Эмоциональный фон в целом положительный.

Реакция на неудачи встречается разная, 70 % обращаются за оценкой правильности действий к взрослому; у 20% затруднение вызывает дезорганизацию деятельности, проявляющуюся в хаотическом переборе вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца; 10% теряют интерес при первом затруднении. Основная масса детей некритична к результатам деятельности; волевые усилия прилагают не всегда. В контакт вступают сразу, к предложенным заданиям проявляют интерес 80 % учащихся; 10 % детей принимают помощь не всегда.

Особенности учащихся экспериментальной группы не отличается от участников контрольной группы. Экспериментальная работа проводилась в естественных педагогических условиях общеобразовательного учреждения.

Для проведения эксперимента нами были выбраны следующие методики: «Классификация предметов», «Четвертый лишний», «Лабиринт», как наиболее эффективные для исследования наглядно-образного мышления учащихся с легкой умственной отсталостью.

Приведем более подробное описание используемых нами экспериментальных методик.

Методика «Классификация предметов» (по С.Я. Рубинштейн).

Цель: исследования процессов обобщения и абстрагирования, но также анализ последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий испытуемых, особенно наглядно-образного мышления. Выявляются такие особенности мышления, как способность выделять существенные признаки (для объединения карточек в группы) уровень обобщения, доступный школьнику или взрослому.

Инструкция: «Вот перед тобой лежат четыре картинки (называется каждая). Сейчас я буду давать тебе другие картинки, а ты должен будешь говорить, куда их класть, к какой из этих картинок, которые лежат на столе, они подходят. Вот – лиса. Куда ее нужно положить? К этой? К этой? Или этой?».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Формы активного обучения, используемые в методике преподавания психологии
Среди активных методов обучения три группы методов наиболее интересны для использования в целях управления ситуацией формирования всех видов мышления. Это метод 1) программированного обучения, 2) проблемного обучения, 3) интерактивного (коммуникативного) обучения. Все эти методы были предложены как ...

Обобщение результатов констатирующего исследования
При проведении логопедического обследования мы учитывали тот факт, что дети никогда ранее не занимались с логопедом и некоторые ситуации были для них незнакомыми, новыми. Дети терялись, зажимались, хоть и не отказывались от выполнения заданий - было видно, что они волнуются. Учет данного факта проя ...

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и другими) в ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru