Понятие когнитивной деятельности учащихся при обучении английскому языку

Страница 2

Перечисленные методы разработаны для предметов, составляющих основы наук с идеей развития познания и познавательной активности. Они вполне могут быть перенесены на любой школьный предмет, в этом числе и на иностранный язык.

В современной общеобразовательной средней школе применяются методы обучения иностранным языкам: практика-упражнения, показ-демонстрация средств слуховой и зрительной наглядности и обеспечения.

Разрабатывая проблему методов развития познавательной активности дальше И.Л. Бим дифференцирует их соответственно в деятельности учителя и ученика.

А.Д. Климентенко рассматривает методы с учетом вида речевой деятельности, т.е. рецептивной и репродуктивной. Однако в целом все эти методы ориентированы преимущественно на развитие их обучающей функции. Проблема развития возможностей познавательной активности учащихся в указанных работах учитывается в недостаточной мере.

Однако современные методы обучения иностранным языкам требуют объединения, по крайней мере, двух подходов. С одной стороны, коммуникативного, ориентированного на развитие речевых умений, с другой стороны познавательного, направленного на стимулирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Внутреннюю развивающую сущность процесса познания можно выразить с помощью следующей иерархии уровней развития совместной учебной деятельности учителя и учащихся.

1. Объяснительно-сообщающий (информация сообщается в готовом виде) - самый низкий уровень преподавания, вызывает испольнительно-репродуктивную деятельность учащихся (процесс обучения проходит по методу исполнения заданий по готовым образцам).

2. Более высокий уровень управления учителем инструктирующий побуждает ученика к полусамостоятельной деятельности (с широким использованием ориентиров и опор).

3. Побуждающе-направляющий уровень деятельности учителя вызывает самостоятельную и творческую деятельность учащихся (без использования опор).

Управляя речемыслительной деятельностью школьников на среднем этапе обучения с учетом перечисленных уровней следует уделить исключительное внимание рациональному построению ориентировочной основы действий. Она включает систему опор, указаний, ориентиров, памяток, ключевых материалов дифференцированных по степени оказания помощи учащимся с разной языковой подготовкой. По источнику получения информации указанные ориентиры можно разделить на графические (схемы, таблицы и модели) и вербальные (т.е. словесные): правила, инструкции, задания ориентированные на управление с помощью побудительных импульсов (т.е. укрепляемые диалоги и сообщения). По развитию познавательного эффекта и воздействия на учащихся ориентиры могут быть статичные, содержащие информацию в готовом виде (таблицы, правила), и динамичные, побуждающие к поиску, вероятностному прогнозированию. К ним относятся схемы-модели, правила-инструкции типа алгоритмов, памятки и т.д.

Учитывая вышеприведенный обзор по тенденциям развития личности и методам обучения учащихся на среднем этапе, мы попытаемся характеризовать возрастные особенности при усвоении иностранного языка на среднем этапе обучения на основе полной характеристики личности учащегося и его деятельности в этом возрасте.

Средний этап обучения иностранному языку в школе охватывает младший и старший подростковый возрасты.

За это время школьники проходят большую дистанцию в физическом, умственном, нравственном и социальном развитии. Для них фактически наступает новая эпоха детства. Подростки быстро растут. Неравномерный рост сердца и сосудов у младших подростков приводит к повышенной утомляемости, быстрому спаду работоспособности, что сочетается с появлением раздражительности, упрямства, негативизма, склонности к немотивированным аффективным вспышкам. Как показывает опыт, профилактика утомления в 5-классе является одновременно и профилактикой недисциплинированного поведения.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Характеристика здоровья, двигательных нарушений и физического развития детей с умственной отсталостью
Клинические наблюдения и практический опыт отечественных врачей и дефектологов показывают, что ученики школы VIII вида особенно нуждаются в повышении двигательной активности. психофизическая тренировка умственная отсталость Исправление нарушений моторики и расширение двигательных возможностей умств ...

Виды и формы дизартрии
Бульбарная дизартрия Чем ближе очаговое поражение располагается к стволу мозга, тем вялый паралич становится более распространенным, а дизартрия – менее избирательной. В случае поражения самого вещества продолговатого мозга развиваются наиболее тяжелые формы бульбарной дизартрии с невнятной, " ...

Организация кружковой деятельности
Технические кружки создают на сравнительно длительное время в расчете на регулярные занятия с постоянным составом учащихся. Каждый кружок должен иметь программу и календарно-тематический план работы. Организовать работу многих кружков в одной и той же школе весьма сложно: не хватает квалифицированн ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru